Программа по развитию навыка быстрого и осознанного чтения. Осознанность чтения

Как научить ребёнка читать грамотно и осознанно

Программа по развитию навыка быстрого и осознанного чтения. Осознанность чтения

Обучение чтению — процесс длительный и ответственный. Выучить буквы, разобраться, как складывать их в слоги, а из тех, в свою очередь, выстраивать слова и предложения — это лишь начало продолжительного и увлекательного путешествия в волшебный мир литературы.

Когда малыш уверенно зачитывает вслух «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ» и даже уже прочитал все тексты из своего первого тренажёра для чтения, пора переходить на следующую ступень — развивать грамотное, осознанное чтение.

Как это реализовать на практике? Давайте разбираться вместе!

Что значит «читать правильно»

Обучение чтению дошкольника предполагает работу в двух направлениях:

  • развитие технических навыков;
  • осознанное восприятие текстов.

Под техникой чтения (которую, если помните, проверяют на уроках в начальной школе) подразумевается прежде всего скорость чтения. На самом деле это понятие гораздо шире и наряду с умением читать быстро включает в себя следующее:

  • грамотное озвучивание слов;
  • верную расстановку ударений;
  • соблюдение знаков препинания (выделение их интонациями и паузой);
  • плавность чтения (переход от слогового к чтению слов целиком).

Но мало читать бегло. Важно извлекать смысл из прочитанного. Понимать содержание текста и демонстрировать способность это содержание донести до окружающих.

Видеть не только фактаж, но и идею произведения.

Именно осознанное чтение лежит в основе успешной учёбы ребёнка, ведь основной объем требуемой по школьной программе информации учащиеся должны извлекать из учебников и дополнительной литературы.

Осознанность чтения неизбежно страдает при недостатке техники, но без неё технически хорошее чтение теряет смысл. Под способностью ребёнка читать правильно следует понимать чтение, при котором хорошо развиты обе составляющие: и техника, и осознанность.

Будьте готовы к тому, что сознательное чтение не развить за несколько занятий. Этот навык формируется постепенно и зависит от многих показателей:

  • кругозора и эрудиции;
  • богатства словарного запаса;
  • подключения к чтению памяти, мышления и воображения.

Но, разумеется, определённый вклад в умение ребёнка читать осознанно, вы можете внести уже в период дошкольного детства. И в этом вам помогут предложенные нами упражнения, а также рекомендации, которые мы публиковали ранее в статье «Как научить ребёнка читать и понимать текст: 10 эффективных советов».

Упражнения на формирование грамотного чтения

Если ребёнок уже активно читает тексты самостоятельно, но всё ещё допускает досадные ошибки, поработайте над навыком грамотного чтения, отложив пока в сторону тренировку скорочтения.

«Нелепица»

Чтение незнакомых слов, а ещё лучше — слов несуществующих, заставит ребёнка внимательнее смотреть в текст, не додумывая непрочитанные буквы и слоги, а воспроизводя вслух ровно то, что увидит глаз.

  1. Попросите малыша прочитать предложение:

Керлявый шерободлик снявился с менлявой хохечявкой.

  1. Задайте к прочитанному вопросы:

О ком идёт речь в предложении? (О шерободлике)

Какой он? (Керлявый)

Что он сделал? (Снявился)

С кем? (С хохечявкой)

С какой? (С менлявой)

Удивительно, как, не понимая ни единого слова, можно увидеть их взаимосвязь и разглядеть в полной, казалось бы, нелепице определённый смысл.

«Шиворот навыворот»

При чтении движение глаз привычно осуществляется слева направо. Иногда эта привычка играет с начинающими читателями злую шутку и услужливо предлагает сознанию додумывать слова, а не читать их по тексту. Можно отойти от стереотипного прочтения, если попробовать читать в другом направлении — справа налево. Начните с прочтения слов

  • М О Д ←
  • К О Р У ←
  • А Л О К Ш ←
  • К И Н Е Ч У ←
  • Ь Л Е Т И Ч У ←

А теперь попросите ребёнка прочитать несколько  предложений, первое слово в которых стоит справа, второе — левее от него и т. д.

День летний жаркий был. Ярко светило солнце. Голубое было небо. Цветы поле в собирали девочки три. Цветов разных букету по набрали они. Голову на венки красивые цветов полевых из сплели потом а.

А теперь надо прочитать текст, в котором всё шиворот навыворот (буквы, слова, предложения).

Конёлсам йикьнелам йонсос доп аледиву ялаВ. Кивозёребдоп йывисарк йозёреб доп лёшан амоР. Имабирг аз сел в илшоп атябер.

Пусть ребёнок медленно, вслух прочитает текст три раза, а затем ответит на ваши вопросы.

  1. О чём этот текст?
  2. Какое название к нему можно подобрать?
  3. Куда отправились ребята?
  4. Что они делали в лесу?
  5. Как зовут мальчика?
  6. Как зовут девочку?
  7. Где нашёл подберёзовик Рома?
  8. Почему подберёзовик так называется?
  9. Как называют грибы, которые растут под осиной?
  10. Какой гриб нашла Валя?

«Выборочное озвучивание»

Предложите ребёнку небольшой текст для самостоятельного чтения. Сначала попросите прочитать его вслух, затем про себя. А теперь, собственно, само упражнение: читать про себя, произнося вслух только подчёркнутую часть слова. Это задание поможет сформировать навык грамотного чтения детям, которые часто «глотают» окончания слов, домысливая или искажая их.

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши.

Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Упражнения на развитие восприятия прочитанного

Чтобы понимать текст, чтобы читать осознанно, необходимо развивать читательскую внимательность, память, мышление. Необходимо учить ребёнка правильно воспринимать отдельные слова, предложения и целые тексты.

«Составь из слогов слово»

  • ЗИ — НА — КОР
  • РЕ — МО — ХОД
  • ВЕ — КА — РЁВ
  • ЛИК — РАБ — КО
  • БЕ — МОТ — ГЕ

«Найди слово»

Предложите ребёнку несколько буквенных последовательностей, в каждой из которых спряталось слово (или даже несколько). Буквы, складывающиеся в слова, надо подчеркнуть цветным карандашом.

  • М Р А Ш И С Н К Т А
  • Т О Е Р Е А М С О К
  • К О Н А И Г А
  • Ш С К Р О Л А
  • К Ц А Ч И Е Р Л К Ь

«Прочитай без пробелов»

Пробелы помогают нам понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. Но что делать, если эти маленькие пропуски решили прогулять свою работу и сбежать от читателя? Ты справишься, малыш?

Ванечкаужебольшой.Скороемувшколу.Онстанетучеником,первоклассником.Будеткрасивописатьручкойвтетрадяхичитатьучебникидляребят.

Советы «Эврики»

  1. Ребёнок начал читать? Поздравляем! Но это только самое начало пути. Не расслабляйтесь, друзья, и не пускайте дальнейшее освоение чтения на самотёк. Учите читать осознанно, быстро, грамотно. Поверьте, эти навыки очень помогут вашему малышу в дальнейшей жизни.

  2. Включайте упражнения на развитие техники и осознанности чтения в вашу программу развивающих занятий с дошкольником. Подбирайте интересные для ребёнка задания, чередуйте их, варьируйте, смело вносите свои правки. Важно, чтобы юному читателю такие уроки приносили не только пользу, но и удовольствие.

  3. Чтобы искренне и на всю жизнь полюбить чтение, необходимо с раннего детства получать от этого процесса удовольствие. Тщательно подбирайте первые тексты. Не прекращайте читать малышу вслух, едва он научится читать самостоятельно.

    Обсуждайте прочитанные произведения, ставьте по ним театральные постановки и придумывайте весёлые литературные викторины.

Счастливого и плодотворного вам родительства, друзья! До новых встреч!

Источник: http://NII-Evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat-gramotno-i-osoznanno/

Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников

Программа по развитию навыка быстрого и осознанного чтения. Осознанность чтения

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/

3 принципа осознанного чтения от Книжныйгид.org

Программа по развитию навыка быстрого и осознанного чтения. Осознанность чтения

Если вам когда-нибудь доводилось читать что-то, испытывая неподдельное удовольствие, если вы читали «запойно», ныряя в книгу на пятнадцать минут и выныривая через несколько часов, — вам, скорее всего, знаком процесс, который мы называем «присвоением текста».

«Присвоить текст» значит увидеть в нем отражение своих собственных переживаний, мыслей, эмоций, проблем и т.д. «Присвоить текст» значит испытать чувство узнавания, ощутить, что текст понятен вам не на теоретическом, а на практическом уровне. А еще «присвоить текст» значит озвучить его своим внутренним голосом.

Это очень эмоциональный процесс, который требует от читателя определенной честности с самим собой. К примеру, вы собираетесь начать читать научно-фантастический роман. Прежде всего, ответьте себе на вопрос, почему в данный момент вы выбрали именно эту книгу и чего вы от нее ожидаете.

Прочитав несколько глав, отметьте про себя, какой аспект повествования больше прочих обращает на себя ваше внимание: возможно, вам интересен конкретный персонаж или конкретная сюжетная линия, возможно, вам нравится язык произведения. Вариантов может быть много.

Продолжайте чтение, обращая пристальное внимание на выбранный вами объект, постепенно переходя от наблюдения к анализу.

Итак, вам нравится эта история — почему? Вас привлекает этот герой — почему? Вам хочется продолжать чтение — почему? Таким образом, начиная с эмоционального присвоения и переходя к рациональному анализу, вы можете прийти к любому выводу, который, так или иначе, сможет оказаться полезным для вашей читательской судьбы. Возможно, вы поймете, какую книгу хотите прочесть в ближайшем будущем. Возможно, придете к какому-то большому личному выводу. Все это пригодится вам для развития следующих навыков.

Освоение навыка  Возьмите книгу и карандаш. Постарайтесь в течение хотя бы 30 минут читать, отмечая на полях все значительные и незначительные детали, которые вам нравятся. Все мы привыкли обращать наибольшее внимание на вещи, которые нам не нравятся, которые раздражают или противоречат нашим вкусам и идеям.

Мы мучаемся, испытывая зубную боль, но принимаем отсутствие боли за что-то само собой разумеющееся. То же самое часто происходит и во время чтения: мы концентрируемся на том, что нам не нравится. Иногда что-то совершенно незначительное может отвадить нас от чтения книги, помешать пережить очень ценный опыт присвоения.

2. Читающий vs наблюдающий

Большая ошибка думать, что мы можем эффективно читать только те книги, которые соответствуют нашим вкусовым установкам, художественным предпочтениям.

Чтение — очень активное занятие, и его успешность будет зависеть не только от того, насколько хорошо со своей работой справился писатель, но и от наших собственных усилий. Профессиональный читатель умеет добывать семена пользы из самых разных текстов. Что вовсе не означает неразборчивости в чтении.

Книга — это своего рода тренажер. Или модель реальности, с которой каждый из нас взаимодействует по-своему. Мы приступаем к чтению, уже обладая определенным индивидуальным опытом — читательским и жизненным.

Наша реакция на текст всегда обусловлена множеством факторов, поэтому одна и та же книга может влюбить в себя одного читателя и оттолкнуть другого. Проблема в том, что чаще всего мы не осознаем причин, обуславливающих эту нашу реакцию.

Если вы достаточно внимательны, вы заметите, что в процессе чтения участвуют два субъекта — читающий и наблюдающий. Читающий субъект сливается с повествованием, в то время как наблюдающий осознает эмоции, чувства и мысли, возникающие у читателя.

Если ваш наблюдающий субъект бодрствует, чтение превращается в очень ресурсную, развивающую и даже терапевтическую практику, позволяющую вам с каждой новой страницей все лучше узнавать самого себя.

Вы видите, что вас раздражает этот персонаж — почему? Вы понимаете, что испытываете скуку — почему? Наблюдение за собой, за своими мыслями и эмоциями во время чтения поможет вам стать более самостоятельным читателем, который знает, в каком направлении ему стоит развиваться.

Освоение навыка Приступая к чтению, положите рядом с собой читательский дневник. Старайтесь читать, не забывая о наблюдающем субъекте, стараясь записывать все мысли и эмоции, возникающие у вас по отношению к тексту. Не переусердствуйте. Эффективное чтение предполагает баланс пользы и удовольствия, то есть равную вовлеченность читающего и наблюдающего.

3. Построение контекстов

Чтение — это путь, а путь всегда должен вести вас из точки А в точку В, С, D, E и далее по алфавитам всех мировых языков. Профессионального читателя отличает умение не только взять от книги максимум, но и не растерять весь этот максимум в дороге.

Прямо сейчас подумайте: сколько книг вы прочли за всю свою жизнь? А сколько из них вы помните? Все ли книги вы можете пересказать друзьям? Все ли из них действительно составляют матрицу вашего внутреннего мира? Уверена, что нет.

Построение контекстов — самый эффективный способ сохранить весь опыт, который вы приобретаете, читая книги. Начиная чтение новой книги, думайте, почему перед вами именно эта книга.

Как ваш предыдущий читательский опыт привел вас именно к этой книге? Заканчивая чтение, думайте, чем эта книга похожа на предыдущие прочитанные вами? Чем уникальна? Подходите к выбору книг осознанно. Читайте осознанно. Обсуждайте и осмысляйте прочитанное.

Освоение навыка Прочитав очередную книгу, отложите все дела на час. Запаситесь набором цветных маркеров и альбомным листом.

В центре напишите название прочитанной книги и начнете рисовать интеллектуальную карту, нанося на нее информацию обо всех других книгах, о которых вы, так или иначе, вспомнили во время чтения.

Используйте различные цвета, чтобы обозначить все сходства и различия. Новых мыслей и новых книг!

Источник: https://www.alpinabook.ru/blog/3-printsipa-osoznannogo-chteniya-ot-knizhnyygid-org/

Упражнения для формирования осмысленного чтения

Программа по развитию навыка быстрого и осознанного чтения. Осознанность чтения

В данной статье я рассказываю о работе над осмысленным чтением, используя различные методы и приемы для вызывания читательского интереса у детей коррекционной школы.

В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

Особая роль в становлении и развитии речи принадлежит чтению. К сожалению, в современной семье «культа» книги уже нет, её заменяет технический прогресс, но чтение, принятое в семье все-таки играет особую роль и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно и говорить о прочитанном. Особенно это важно для тех, кто обучается в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

  1. Техника чтения.
  2. Понимание прочитанного текста.

Работая в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я наблюдаю различные нарушения в формировании навыка чтения, а именно в понимании прочитанного материала, выражаются они различно. Одни дети улавливают содержание неточно, другие называют лишь отдельные слова.

В чём причина этих нарушений?

А причин существует много — это расстройства технической стороны процесса чтения, нарушения звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; бедность словарного запаса; нарушения лексико-грамматического развития речи; нарушения пространственных представлений. Но и конечно недостаточность таких психических функций, как внимание и память. Так же к перечисленным причинам добавляется и отрицательное отношение ребёнка к процессу чтения, вызванное неудачным опытом.

На занятиях по коррекции письменной речи я уделяю особое внимание работе над пониманием прочитанного, используя обобщённые методы и приёмы коррекции, описанные Р.Н.Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Т. Федоренко, С.Ф. Иваненко, Е.М. Плюсниной, Е.В. Заика.

В эту работу я включаю развитие оперативной памяти, развитие внимания к значению слова, развитие воображения во время чтения, работу над пониманием прочитанных слов и предложений и работу над осмысленным чтением. Использую дифференцированный подход — нужный навык отрабатывается столько, сколько требуется конкретному ребёнку.

Работа направлена на формирование интереса к процессу чтения, преодоления негативного отношения. Читающим ученикам предлагаются занимательные, необычные упражнения в игровой и творческой форме.

Так как дислексия обусловлена несформированностью такой психической функции как память, считаю целесообразным использование на занятиях методики И.Т.Федоренко. Этот метод формирует устойчивое внимание, пополняет словарный запас учащихся, увеличивает объём слуховых и зрительных восприятий.

Развитие оперативной памяти по методике И.Т.Федоренко.

И.Т.Федоренко выявил, что скорость чтения существенно влияет на количество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Он установил, что скорость зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий.

Данный метод содержит подобранные зрительные диктанты. Всего 18 наборов, в каждом по 6 предложений, каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Ученик читает по очереди каждое предложение. Тексты зрительных диктантов записываются в тетрадях.

№ 1.

1. Тает снег.

2. Идёт дождь.

3. Небо хмурое.

4. Коля заболел.

5. Запели птицы.

6. Поле опустело.

№2.

1. Трещат морозы.

2. Я ищу землянику.

3. В лесу росла ель.

4. Наступила осень.

5. Дни стали короче.

6. В лесу много берёз.

№3.

1. Прилетели птички.

2. Ярко светит солнце.

3. Лида вытерла доску.

4. Весело бегут ручьи.

5. Подул резкий ветер.

6. Зоя прилежно учится.

В применяемое мною пособие «Читаю сам» Плюсниной Е.М. представлена система обучения чтению по методу связного текста. Весь материал представлен в виде отдельных заданий и составляет пять разделов.

В основном я использую такие разделы как:

  1. Развитие внимания к значению слова;
  2. Развитие воображения во время чтения;
  3. Работа над осмысленным чтением.
  4. Развитие внимания к значению слова.

1. Найти непонятные слова, проверить их значение.

Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.

(Н.Некрасов)

Ответы:

  • Бор – хвойный лес.
  • Воевода – в древней Руси: начальник войска.
  • Дозор – обход для осмотра порядка.
  • Владение – территория, находящаяся под чьей-нибудь властью.

2. Придумать словосочетания со словами, записать.

Нарисует, подрисует, перерисует, пририсует.

Разложил, переложил, приложил, отложил, подложил, предложил.

Развитие воображения во время чтения.

Этот раздел наиболее интересен детям, так как связан с творчеством. Но для начала, конечно, необходимо правильно прочитать предложенный текст и понять его содержание.

1. Представить картинку по одному-двум предложениям.

С крыши свесились толстые, острые сосульки.Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями.

(А.С. Пушкин)

2. Представить картинку по небольшому отрывку.

Действительно, обезьянка оказалась маленькая. Если на лапки станет, то не больше полуаршинна (около 30 см.). Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные, как будто человеческие руки в чёрных перчатках. На ней был синий жилет.

(Б. Житков)

3. Прочитай текст и представь то, что можно увидеть.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветви все в цветах – жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Она гудит – так много пчёл берут первый мёд.

К вечеру похолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли – нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветках.

(по А. Митяеву)

Работа над осмысленным чтением

1. Расставить предложения по порядку.

  • На помощь кораблям приходит ледокол.
  • Не могут корабли плыть дальше.
  • Наступила зима.
  • Лёд сковал море.

2. Выбрать подходящий заголовок из нескольких данных заголовков.

Весь лес занят весной под жильё. Свободного местечка не осталось. Живут на земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве.

Дом у иволги на берёзе. Она высоко над землёй подвесила к ветке лёгкую корзиночку. В корзиночке лежат яйца. В траве – дома у жаворонков. В деревьях – дома у дятлов и синиц, сов. Под землёй – дома у крота, мышей, у ласточки-береговушки.

(по В. Бианки)

(Странные жилища. Дома для птиц. Замечательные дома.)

3. Прочитать, ответить на вопросы, проверить себя.

А) Мы понеслись с мишкой по лестнице наверх. Там действительно было красиво! На потолках висели разноцветные бумажные ленты и фонарики. Всюду горели красивые лампы из зеркальных осколков, играла музыка.

(В. Драгунский)

1. Как был украшен потолок?

2. Что ещё понравилось мальчикам?

3. Как вы думаете, куда они попали?

Б) Павлик взял краску, подержал её в руке и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал только о волшебном слове…

1. Что Павлик сделал с краской?

2. Почему Павлик не стал рисовать?

Работа над пониманием прочитанных слов, предложений

1. Чтение загадок с недостающими словами:

В село мчитсяВ дверь ________Ворота отворяет,Пыль __________

(ветер)

Ответы: поднимает, стучится.

2. Закончить предложение:

Сначала мы писали буквы очень медленно, но потом …….

Хорошо в лесу, тихо, только слышно как …….

3. Дать полный ответ на каждый вопрос:

Лев – это животное?

Лев – это дикое животное?

Лев – это дикое животное, которое живёт в жарких странах?

Лев – это дикое животное, которое живёт в жарких странах и имеет

густую гриву?

4. Отделение слов от псевдослов.

Выдаётся несколько карточек на одних написаны слова (метро, дорога…), на других – псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка).

Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами – в другую.

Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении – сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.

Применяемые мною методы и приемы формируют способности, являющиеся составными частями навыка чтения.

Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное отношение к самостоятельному осмысленному чтению.

А такое чтение занимает центральное место среди других видов речевой деятельности и является одним из условий успешного обучения в средней и старшей школе.

Азарова Т.Е.,
учитель-логопед

(5 понравилось, средний балл: 4,80 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/uprazhneniya-dlya-formirovaniya-osmyislennogo-chteniya.html

Осознанное чтение. Мой опыт

Программа по развитию навыка быстрого и осознанного чтения. Осознанность чтения

11 апреля 2016

9059 просмотров

Чтение играет важную роль в моей жизни. С детства испытываю особый трепет, заходя в книжные магазины. Помнится, ни у кого из сверстников не было такого количества новых энциклопедий.

Ну а родителям было выгодно их покупать: я задавал сотни вопросов в день — книги эту проблему решали.

Вопросы я продолжаю задавать и, пожалуй, в не меньшем количестве, так что моя любовь к чтению еще больше возросла.

Чтение, как и любой навык, необходимо оттачивать, развивать. Это довольно прагматичный подход, но считаю его единственно правильным, особенно для нехудожественной литературы. Более того, совершенствоваться можно постоянно: в скорости чтения, в отборе книг, в применении полученных знаний, в режиме, запоминании и так далее.

Я успел пройти разные стадии развития.

Стадия «Несознательный школьник»: в школе литература преподавалась так, что желание читать было минимальное, не умел писать сочинения, выражать собственное мнение по книге для меня было задачей неподъемной. Читал исключительно по программе, классическую литературу уважал, но почти ничего не понимал.

Стадия «Жалеющий студент»: в университете, оказавшись в окружении умных ребят, я начал ощущать свое отставание.

Учитывая острую потребность адаптироваться и социализироваться, начал наверстывать упущенное и скупать книги, которые, наверное, кому-то было бы стыдно читать в таком возрасте, но не мне.

Речь о такой подростковой классике, как «Дон Кихот», «Дети капитана Гранта», «Маленький принц». Конечно, мудрость этих произведений — вне времени, но все же знакомиться с ними принято в юном возрасте 🙂

Постепенно чтение стало моим хобби. Мне нравилось цитировать любимых авторов, чувствовать себя комфортно при обсуждении книг, заметно расширялся словарный запас, и тут я начал писать…

Стадия «Сентиментальный книголюб»: период, когда чтение сформировалось в привычку. Я пристрастился к качественной литературе, особенно вдохновляла зарубежная классика.

К выбору книг относился очень трепетно, рефлексии становилось все больше и больше, мудрость копилась и требовала выхода. Сначала это были короткие заметки про какие-то мои жизненные наблюдения, потом я начал периодически писать отзывы о прочитанных книгах, в конце концов, во мне начал расти блогер.

Так появился мой первый сентиментальный паблик, где я не стеснялся ныть, копаться в себе настолько глубоко, насколько это возможно публично, писать откровенно о своих чувствах и эмоциях.

Все это доставляло мне колоссальное удовольствие — от осознания того, что мои мысли складываются в читаемые тексты, до обратной связи, которую мне удавалось получить. Можно сказать, я создал собственную площадку для нарративной терапии.

Сейчас я практически перестал писать в этом блоге по разным причинам. Однако, важный момент, который я осознал, это то, что я читал ради чтения. У меня была установка, что это полезно, нужно и социально одобряемо, но не было цели и понимания, как прочтение очередной книги поможет улучшить мою жизнь.

Стадия «Сознательное чтение». Мне стал понятен переход от экстенсивного развития к интенсивному, другими словами, я стал сторонником прагматичного подхода, почти избавившись от внутреннего романтика.

(Вру, избавиться от него сложно, но я стараюсь его игнорировать:)) Так, с недавних времен значительно уменьшилась доля художественной литературы в моей библиотеке.

Сейчас пропорция такая: на три нехудожественных книги приходится одна художественная.

1. Отбор книг и подготовка

Важный этап. Если книга не понравится, жаль будет потраченного времени (особенно актуально для тех, кто не умеет не дочитывать). Если выражаться экономическими терминами, мы несем альтернативные издержки.

Отбор книг происходит просто: по рекомендации друзей, знакомых и известных личностей, которым я по тем или иным причинам доверяю. Не скрою, маркетинг тоже оказывает на меня влияние: если я услышу про какую-то книгу несколько раз, обязательно захочу ее прочитать.

Также открыл для себя полезную технику естественного отбора книг, которую рекомендует использовать Павел Палагин, тренер по скорочтению.

Ее суть в том, что перед чтением деловой литературы, необходимо предварительно прочитать ее описание на обложке спереди и сзади, просмотреть содержание и наиболее интересные главы, несколько раз задавая себе вопрос: «Хочу ли я прочитать эту книгу? Если да, то с какой целью?».

Формулировать цель желательно письменно. Я иногда перечисляю несколько вещей, которые хотел бы узнать или получить после прочтения. Так книга становится инструментом для оттачивания отстающих навыков и закрытия существующих пробелов.

Не знаешь, как правильно планировать день и повысить продуктивность? – Составь шорт-лист книг по тайм-менеджменту.

Боишься не добиться успеха на новой работе? – Узнай у друзей, какие для них основные факторы успеха в карьере и составь список книг по нетворкингу, личной эффективности и другим важным областям для развития.

Система GTD Дэвида Аллена значительно повлияла на меня, еще больше усилив любовь к спискам. В моем iPhone давно появилась заметка со списком книг, которые рекомендовали мне друзья, знакомые и не только.

2. Процесс чтения

Ритмичность. Для формирования привычки важно создать некий режим чтения. Поговорив с моим мозгом, мы пришли к выводу, что наиболее эффективное время для чтения — утро.

Поэтому, если я езжу на работу на машине, встаю немного раньше и полчаса с утра читаю (аудиокниги воспринимаю плохо), если же на метро — то пополняю армию чтецов подземки.

Утром читаю мотивирующую/бизнес-литературу — так настраиваю себя на предстоящий рабочий день, заряжаюсь энтузиазмом и становлюсь буйным энергичным представителем поколения Y.

При этом существует даже такое понятие, как прайминг, что в переводе означает «преднастройка»:  окунаясь в нужную атмосферу, заряжаешься нужной энергией. Это одна из причин, почему утро я считаю самым важным и ответственным временем суток. Именно от него зависит успех предстоящего дня. На обратном пути в метро я читаю художественную литературу, уже в более расслабленном темпе и настроении.

Скорость чтения. На этот счет существует много тренингов и литературы. По результатам тестов из книги Павла Палагина «Скорочтение на практике», моя скорость находится между вторым и третьим уровнем (фразовое и диагональное чтение).

В будущем я планирую улучшить свои показатели. Деловую литературу читаю в несколько раз быстрее, чем художественную. Зачастую они моноидейны, а авторы создают искусственный объем, но когда сформулирована цель, выделять нужные мысли становится проще.

Внедрение. Самое важное — вытащить из книги то, что можно применить и начать применять! Если после прочтения в течение дня не начать внедрять, то через неделю в принципе, забудешь, что хотел сделать.

Для каждой книги я создаю заметку, куда выписываю полезные мысли и идеи, которые хотел бы начать применять.

Далее добавляю их к себе в систему личного планирования Trello, формулирую задачи, ставлю сроки выполнения и — вуаля — жизнь стала немного лучше.

Носители. В этом плане я традиционен: обожаю книги за их запах, шуршание страниц, яркие обложки, возможность зависнуть в книжных магазинах и так далее, но в последнее время их стало просто некуда девать, поэтому я вынужденно перешел к электронной книге. В целом, удобно. Создал в библиотеке папки по категориям. Что касается расходов, выходит, конечно, экономнее.

Долго читать на iPad или ноутбуке не могу — устают глаза. Из приложения для чтения использую только iBook.

Bookmate не прижился (выбор книг маленький), часто веду себя недобросовестно и прибегаю к Flibusta, Goodreads использую только как социальную сеть книголюбов, фиксирую там прогресс и оставляю отзывы.

Если покупаю цифровую книгу, то предпочитаю ЛитРес либо Ozon. Думаю попробовать проект сооснователя издательства МИФ Михаила Иванова Smartreading.ru.

3. Завершение чтения

Стараюсь сделать себе привычку писать рецензию после прочтения в Goodreads. Письменное подведение итогов позволяет лучше осознать прочитанное и сделать для себя более конкретные выводы. К тому же память многое фильтрует, поэтому полезно иногда вернуться и освежить прочитанное.

Также уже несколько лет есть альбом в , в который добавляю фото обложек прочтенных книг. Друзья благодарят за него, потому что тоже верят в рекомендации 🙂

Цели

Сейчас моя цель — качественно проработать 30 книг до конца года (она зафиксирована в Reading challenge в приложении Goodreads), развивая необходимые навыки. В день для этого мне будет достаточно 30-60 минут.

Я начал год с освоения тайм-менеджмента, также начал изучать скорочтение и нетворкинг. Помимо общего саморазвития читаю много литературы по работе.

Не забываю разбавлять профессиональное обучение чтением бессмертных классиков и качественной современной прозы, обогащающих душу.

Также до конца года планирую полностью освоить диагональное чтение. Возможно, воспользуюсь специальными тренингами. Но тут лучше сказать «время покажет». Допускаю, что мое отношение к чтению еще не раз поменяется.

Надеюсь, мой личный опыт покажется вам полезным. Буду рад получить обратную связь и услышать ваши интересные наблюдения.

 

Саморазвитие #Скорочтение #Чтение 

Источник: https://interesno.co/myself/308fc060d11a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.