Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

Анафора в литературе, прозе, рекламе и английском языке

Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

Слово ἀναφορά означает «восхождение». Этот термин пришел в русский язык из древнегреческого и изначально, употребляя его, подразумевали отсылку к начальному слову, без которого сложно понять значение следующих выражений.

Со временем, понятие «анафора» изменило первоначальный смысл и приобрело значение «вынесение»: автор выносит один и тот же (или схожий) элемент речи в начало нескольких срок. Сегодня же данный термин имеет свое четкое определение:

Что такое анафора

Анафора — это стилистическая фигура речи, она заключается в повторении одних и тех же элементов (звуков, слов, фраз) в начале каждого параллельного ряда (строфы, стиха и т.д.)

Пример:

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона…

(С. А. Есенин)

Роль анафоры в стихотворении велика. Она придает стиху большую выразительность, образность и яркость. Этот прием является как бы своеобразным голосом поэта, помогает понять душевное и эмоциональное состояние автора.

Данная стилистическая фигура помогает автору подчеркнуть и выделить мысли, которые по его мнению являются наиболее значимыми.

Виды

В зависимости от того, какой элемент во фразе повторяется, анафоры группируются в следующие виды:

  1. Звуковая анафора

    — это повторение сочетания одних и тех же звуков.

    Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Медный всадник» в начале строк повторяется не слово, а только его первые три буквы:

    «Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…»

  2. Морфемная анафора

    — повторение морфем (корня, суффикса) или других частей слова.

    Так, например, в начале строк стихотворения Лермонтова «Узник»:

    «…Черноглазую девицу, черногривого коня!..»

    Повторяется корень «черн». Но не все слово.

  3. Лексическая анафора

    — повторение целых слов.

    Например, в строках из стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» повторяется слово «рассказать»:

    «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало,..

    рассказать, что лес проснулся…»

    Здесь лексической анафорой является слово «рассказать».

  4. Синтаксическая анафора

    — повторение синтаксических конструкций.

    Например:

    Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

    (А. С. Пушкин)

  5. Строфическая анафора

    — повторение в начале каждой стихотворной строфы.

    Например:

    З е м л я!.. От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!.. Она бежит, бежит На тыщи верст вперед. Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!.. Всё краше и видней

    (А. Т. Твардовский)

Примеры анафоры в стихах

Многие поэты при создании своих знаменитых произведений часто прибегали к использованию анафоры. Например, Анна Ахматова в стихотворении «Перед весной бывают дни такие» часто употребляет союз «и». Таким способом поэтесса передает свои эмоции, ощущаемые в данный момент:

Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Алекандр Блок в цикле стихотворений «На поле Куликовом» использует лексическую анафору, повторяя слово «опять».

Пример:

«Опять с вековой тоскою Пригнулись к земле ковыли, Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Борис Пастернак в своем знаменитом стихотворении «Июль», прибег к использованию синтаксической анафоры, повторяя конструкцию «по дому бродит»:

По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Одним из самых ярких примеров использования анафор разных видов является творчество А. Фета. В своих стихах автор часто прибегают к использованию различных видов анафор, а иногда в одном произведении комбинирует несколько.

Например:

Почему, как сидишь озаренной. Над работой пробор наклоня, Мне сдается, что круг благовонный

Все к тебе приближает меня?

Почему светлой речи значенья Я с таким затрудненьем ищу? Почему и простые реченья

Словно томную тайну шепчу?

В этом стихотворении Фет сочетает два вида анафор: лексическую «почему» и интонационную, поскольку каждая новая строфа начинается с вопроса.

Возможно, Вас заинтересует, что такое диафора.

Примеры анафоры в прозе

Анафора — стилистический прием, который можно встретить не только в стихотворной форме. В прозаических произведениях, многие авторы повторяют части предложений, фразы, абзацы.

Например:

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
(Л. Толстой)

Прозаическая анафора придает тексту ритм, и таким образом сближает его с поэзией.

Учреждение… Кто-то его учредил; с той поры оно есть; а до той поры было – одно время дно. Так гласит нам «Архив». Учреждение… Кто-то его учредил, до него была тьма; кто-то над тьмою носился; была тьма и был свет – циркуляр за номером первым…
(А. Белый)

Анафора в рекламе

На протяжении не одного столетия, анафора пользовалась и продолжает пользоваться популярностью среди авторов художественной литературы. Однако, данный стилистический прием можно встретить и в другом виде творчества, например, в рекламе.

Многие рекламные тексты, для их лучшего запоминания, построены по принципу повторения одного ключевого слова, группы слов либо целых предложений. И создатели рекламных текстов часто прибегают к анафоре.

Например:

«Новые компьютеры — новые доходы», Шампунь «Поляна» — с натуральными ингредиентами. Шампунь «Поляна» — содержит пять целебных трав. Шампунь «Поляна» — благотворно влияет на структуру волос.

Шампунь «Поляна» — и ваши волосы всегда прекрасны!

Анафора в английском языке

В английском языке, также как и в русском, встречается многообразие языковых средств, которые придают речи выразительность.

Анафору нередко можно встретить у зарубежных авторов:

What the hammer? What the chain? /Чей был молот, цепи чьи, In what furnace was thy brain? / Чтоб скрепить мечты твои? What the anvil? What dread grasp / Кто взметнул твой быстрый взмах, Dare its deadly terrors clasp? /Ухватил смертельный страх? («The Tiger» by William Blake ; Перевод Бальмонта) My heart’s in the Highlands, — Моё сердце – в горах My heart is not here, — Моё сердце не здесь My heart’s in the Highlands, — Моё сердце в горах

a chasing the dear. – Преследующее оленя

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение

Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.Из биографии К. Чуковского Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома.

И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к “веселым девкам”, а также имел замужних любовниц.Из биографии А. С. Пушкина Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.

Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28. Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях.

На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).Из архивов русской поэзии

Источник: https://liricon.ru/anafora-v-literature-proze-reklame-anglijskom-yazyke.html

Что такое анафора? Примеры анафоры в прозе и поэзии

Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

Костильен Пелих / :11.04.2019 / Последнее обновление: 2.08.2019

Анафора – повторение звуков или слов в начале двух или нескольких строк (предложений, отрывков текста в прозаическом произведении).

Применяется в стихотворном творчестве, прозе и ораторском искусстве. Прием является одной из стилистических фигур.

Термин пришел в наш язык из древнегреческого, его можно перевести как «повторение», «одинаковое начало». Несколько примеров анафоры:

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; – Екклесиаст 3:1-2

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Марина Цветаева.

Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. – Ф.М. Достоевский.

Анафоры применяются для передачи эмоциональных оттенков, акцентирования самых важных мыслей. Использование анафоры, как правило, приводит к созданию атмосферы поэтической возвышенности. В ораторском искусстве прием позволяет сделать речь более эффективной, донести ключевые моменты речи до слушателей и эмоционально воздействовать на них.

При использовании этого стилистического приема, строки стихотворения, предложения или отрывки текста начинаются с одних и тех же или похожих слов. Не стоит путать анафору с эпифорой. Несмотря на схожесть звучания, эпифора – полная противоположность анафоры и заключается в повторении звуков, слов и словосочетаний в конце сток, предложений или отрывков текста.

Отличие анафоры от эпифоры

Типичный пример анафоры можно встретить у А.С. Пушкина:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…

Как видим, в этом примере одно и то же слово повторяется в начале каждой строки.

В прозе прием выглядит аналогично:

Мы хотим, чтобы всем было хорошо. Мы хотим, чтобы можно было называть всех соседей друзьями. Мы хотим и сделаем все для процветания нашей страны и счастья для всех ее жителей. – И. А. Егоров.

В приведенном примере с одних и тех же слов начинаются смежные предложения. Здесь прием вносит некоторый элемент предсказуемости, благодаря которому смысл фразы легко уловить, даже если речь произносится на площади, где оратора плохо слышно. Анафорой можно также назвать тот случай, когда с одних и тех же слов начинаются, например, разные абзацы текста, главы или даже разделы книги.

Анафора это повтор в начале строки или предложения.

Разновидности анафоры

Анафора, в зависимости от того, какой элемент повторяется, делится на несколько видов:

Звуковая. В данном случае имеется ввиду повторение не целого слова, но нескольких звуков в начале строки или предложения:

Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. – А.С. Пушкин.

Морфемная. Морфемы – то, из чего состоит слово, то есть приставка, корень, суффикс и так далее. В отличие от звуковой анафоры, которая может повторять случайные звуки, здесь повтор привязан к повторяющимся морфемам. Но все же повторяется не все слово целиком:

Черноглазую девицу,
Черногривого коня. – М.Ю. Лермонтов.

Лексическая. Повторение лексических единиц, то есть слова или нескольких слов:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. – С.А. Есенин.

Синтаксическая. Синтаксис изучает способы соединения слов внутри предложения. Отсюда следует, что синтаксическая анафора – повторение целых синтаксических конструкций. Прием часто используют в стихах:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин.

Строфическая. Строфа в поэзии – это единая по ритму и содержанию часть стихотворного текста. Таким образом, характерной чертой строфической анафоры является повторение слова в начале двух или более строф:

Земля!..От влаги снеговойОна еще свежа.Она бродит сама собойИ дышит, как дежа.

Земля!..

Она бежит, бежитНа тыщи верст вперед,Над нею жаворонок дрожит

И про нее поет. – А.Т. Твардовский.

Строфико-синтаксическая. Синтаксический и строфический приемы объединяются в одно целое, происходит повторение определенных синтаксических конструкций в начале двух или более строф:

Пока не жаждет пулеметРаспотрошить людскую гущу,Живет и здравствует омет

Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командармРассечь врага одним ударом,Амбары полнятся недаром

Полей золотоносным даром.

Н.С. Тихонов.

Ритмическая. На практике встречается очень редко. Благодаря использованию похожих слов в определенных местах, в стихотворении возникает определенный, нужный автору ритм. Обратите внимание на слова прочь, ночь, просится и переносится, они создают ритм в конце строк:

Прошли в те дальние комнаты.
Никак комара не прогонишь ты прочь, —
Поёт и к свету всё просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится…

А.А. Фет.

В поэзию анафора, как и другие стилистические фигуры, привносит яркость, эмоциональность и многогранность. Благодаря ее использованию стихи становятся экспрессивными и передают возвышенные чувства, эмоции автора, его персонажей или происходящих перед нами событий.

Прием часто используют вместе с градацией – нарастанием или убыванием сравнений и образов. Нагнетание сравнений называется климаксом:

Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С.А. Есенин.

Убывание называют антиклимаксом:

Присягаю ленинградским ранам,Первым разоренным очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

О.Г. Бергольц.

Анафорой также называют стихотворения, все слова которого начинаются с одной буквы или звука:

Ленивых лет легко ласканье,Луга лиловые люблю,Ловлю левкоев ликованье,Легенды ломкие ловлю.

В. Смиренский.

В прозе

В прозаических произведениях использовать анафору намного сложнее, чем в стихах. Поскольку любой стилистический прием – это избыточность, применение анафоры в прозе может напоминать тавтологию – нежелательное явление, от которого требуется избавляться в подавляющем большинстве случаев.

Тем не менее многие русские авторы используют этот прием:

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. – Л.Н. Толстой.

Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. – Ф.М. Достоевский.

Анафора встречается и в Библии:

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; – Екклесиаст 3:1-2

В жизни

Поскольку прием усиливает эффект от слов, его часто используют в рекламе товаров и услуг. Также прием можно услышать, когда человек обращается к собранию, например, в ходе судебных заседаний.

Как уже упоминалось ранее, прием используется в ораторском искусстве для усиления эффекта от сказанных слов. По сути, анафора используется для передачи эмоционального посыла другим людям, благодаря чему слова производят больший эффект.

с запоминающимся примером

Статья была Вам полезна? Поставьте оценку – поддержите проект!

(2 5,00 из 5)

Загрузка…

Источник: https://androfon.ru/russkiy-yazyik/chto-takoe-anafora

Значение анафоры в русском языке и литературе; определение, примеры

Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

> Литература > Что такое анафора в литературе: определение, примеры

В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, аллегории, тропы и др.).

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

  • Анафора: значение
  • Анафора: википедия
  • Виды анафоры
  • Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина:

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю… стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает «вынесение вверх». К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» используется анафора «уж», она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

: история создания «Отцы и дети» Тургенева.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Виды анафоры

  1. Звуковая анафора (представляет собой повторяющиеся сочетания одинаковых звуков). Например, в одном из стихов А. С.

    Пушкина в начале первых строчек ярко выражен повтор не слова, а первых трех его букв: «Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…»)

  2. Лексическая анафора (данный случай прямо показывает повтор целых слов в начале первых строчек стихотворений. Например: «Не напрасно ль дует ветер, не напрасно ль вновь гроза».

    Следует отметить, вид наиболее часто встречается в литературе и русском языке. Если открыть школьные учебники по этим предметам, то можно найти знакомые высказывания известного писателя Афанасия Фета, который является мастером по использованию стилистических фигур и лексической анафоре: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало,..

    рассказать, что лес проснулся…» ).

  3. Строфическая анафора (этот вид может стоять из повторений в начале каждой строфы, причем повторяться может как словосочетание, так и одиночное слово, чаще – восклицательное. К примеру: «Земля!.. От влаги снеговой… Земля!.. бежит, опять бежит»).

  4. Синтаксическая анафора (значение этого вида стилистической фигуры отличается повторением не только слов и словосочетаний, но и целых синтаксических конструкций. К примеру: «сижу ли я …, вхожу ли я…, брожу ли я…»).

  5. Строфико-синтаксическая анафора (этот вид имеет схожесть с определением строфической анафоры, и частично относится к синтаксической анафоре, однако имеет следующую отличительную особенность: в начале строфы, как правило, ставится предложение, которое повторяется, но с небольшими смысловыми изменениями. К примеру, « пока не страждет командир… пока не жаждет пулемет…« ).
  6. Морфемная анафора (в этом случае идет повторение части слова (морфем). Возьмем в пример строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова: «…Черноглазую девицу, черногривого коня!..» ).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках , синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

  • «Люблю лебедей, Холодных и чистых… Люблю лебедей…» (Г. Серебряков).
  • «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно ненавидя» (Ф. Достоевский ).
  • «Всё разнообразие, вся красота, вся прелесть, слагается из тени и света» (Л.Толстой ).

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения.

В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник».

Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»).

В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема.

Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы»; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики» и т.п.).

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/chto-takoe-anafora-opredelenie-primery.html

Анафора – что это такое: ее примеры в русском языке, литературе и для чего она используется

Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль.

Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей.

В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • антитеза;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;
  • инверсия.

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У Пушкина: «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии.

В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М.

Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Мастером применения стилистических фигур в поэзии считается А.Фет. В стихотворении «Только в мире и есть..» 4 предложения образуют одну строфу, каждая строка начинается фразой «Только в мире и есть…». В нем нет глаголов, состоит стихотворение только из сочетаний существительных с прилагательными (одно из них причастие).

В четырех двустишиях повторением через каждую строку громоздкой анафоры достигается прорисовка удивительно чистого, трогательного образа, чувствуется восторг поэта при виде красоты природы и милого создания.. В другом стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» каждая строфа, кроме первой, начинается словом «рассказать».

Такой лексический прием помогает донести до читателя чувство радости поэта, которым хочет поделиться автор при виде красоты окружающей природы.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный».

 Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя.

Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец.

Свеча у поэта – символ человеческой жизни.

В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У И. Бунина стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/dlya-chego-ispolzuetsya-anafora-i-chto-eto-takoe-konkretnye-primery.html

Анафора – это… примеры из литературы – роль анафоры – эпифора

Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…”.

М. Ю. Лермонтов

Город пышный, город бедный…”.

А. С. Пушкин

Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!”.

Н. А. Некрасов

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья…”.

М. Ю. Лермонтов

Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины…”.

Ф. И. Тютчев

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой.

В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.

Эпифора

Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.

Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это концовка.

Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:

“Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости…”.

А. С. Пушкин

“Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?”.

Н. В. Гоголь

“— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? -И сидели мы, выпятив груди…”.

А. Т. Твардовский

“Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…”.

В. Я. Брюсов

Симплока

Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:

Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла…”.

Русская народная песня

Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел…”.

В. Бутусов

Анадиплосис

Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:

“К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась!..”.

М. А. Лохвицкая

Для чего используется анафора?

В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.

В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:

  • если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
  • анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
  • при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.

Лексическая анафора

Повторяются одни и те же слова:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…”.

С. А. Есенин

Звуковая анафора

В начале рядов повторяются сочетания звуков:

Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища…”.

А. С. Пушкин

Морфемная анафора

Повторяются одни и те же части слов или морфемы:

“Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,

Чёрноглазую девицу,

Чёрногривого коня!..”.

М. Ю. Лермонтов

Синтаксическая анафора

В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:

И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — одинВсех бед моих виновник”.

Анна Ахматова

“Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери”.

Свадебная песня

Строфическая анафора

Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):

Прославим, братья, сумерки свободы,Великий сумеречный год!В кипящие ночные водыОпущен грузный лес тенет.Восходишь ты в глухие годы —О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берёт.Прославим власти сумрачное бремя,Ее невыносимый гнёт.B ком сердце есть — тот должен слышать, время,Как твой корабль ко дну идёт”.

О. Э. Мандельштам

Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.

Анафора в “Слово о полку Игореве”

Если б ты о битвах наших днейПел, скача по мысленному древу;

Если б ты, взлетев под облака,

Нашу славу с дедовскою славойСочетал на долгие века,Чтоб прославить сына Святослава;

Если б ты Трояновой тропой

Средь полей помчался и курганов…”.

Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре…”.

Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,Не трещат сороки боле,

Только скачут по кустам”.

Слава князю Игорю,Буй-тур Всеволоду.Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!”.

Смотрите также значения Эпитет, Метафора и Оксюморон.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/anafora/

Что такое анафора в русском языке, примеры

Определение анафора в русском языке. Что такое анафора

Анафора – это такой приём, при котором несколько стоящих рядом фраз начинают одинаково звучащими словами или их сочетаниями.

Такой приём нетрудно найти в фольклоре – в сказках, былинах, пословицах и т.п. Средневековые певцы – трубадуры, миннезингеры (помните мультяшных «бременских музыкантов»?) – тоже освоили этот «инструмент». А уж вся литература нового времени, вплоть до наших дней, вовсю оперирует анафорами.

Сам термин пришел из древнегреческого языка. Его можно перевести как «нести назад», то есть «повторять».

Для чего это делают?

Анафора нужна, чтобы выделить основные мысли и сделать текст более ярким и выразительным. Повтор придаёт ему эмоциональность, взволнованность. Вспомните: именно в таком состоянии вы иногда непроизвольно повторяете то, что для вас особенно важно.

Это словно подчеркивание слов на письме не одной, а двумя линиями. Или повторяющаяся мелодия в музыке (лейтмотив), саундтрек в кинофильме. Анафора, как сейчас говорят, «цепляет», помогает задеть какие-то струны в душе слушателя/читателя, привлечь его внимание к важнейшим местам текста.

Вот, например:

«Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Позабыв вчера…»

(Константин Симонов)

Казалось бы, простое повторение одного и того же коротенького «жди». Но какой сильный эффект достигается этим! Сразу чувствуешь, что ожидание может казаться бесконечно долгим и очень трудным.

В поисках анафоры

Искать нам её долго не придётся. Чаще всего анафору используют профессионалы слова. Для них ведь важно затронуть душу читателя или слушателя. Поэтому анафору нетрудно найти в произведениях практически любого поэта – и классика, и нашего современника:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

(А. С. Пушкин)

“Я ухожу, чтобы потом вернуться,

Я ухожу, не в силах оглянуться,

Я ухожу и лишь одно скажу:

Я ухожу…”

(В. Николов)

Иногда мастерам слова удаётся ввести сразу несколько разных анафор в одну строфу:

«Три окошка, три ступени,

Темный дикий виноград,

Бедной жизни бедный гений

Из окошка смотрит в сад».

(Арсений Тарковский)

Анафора – не чужая и для прозаиков: «Подумаешь – зима! Подумаешь – мороз! На лыжи стал, рюкзачок на плечи, и сверкающий иней на еловых лапах встретит тебя за околицей». (Борис Соколовский)

Не обходятся без анафоры умелые ораторы. В знаменитой речи лауреата Нобелевской премии мира Мартина Лютера Кинга девять фраз начинаются словами «У меня есть мечта». Это «I have a dream» стало на Западе крылатым паролем для всех борцов за гражданские права.

Анафора придает тексту ритмичность, с нею он легче запоминается. Вот почему она – частый гость в популярных песнях:

«Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах…»

(Владимир Харитонов)

Благодаря анафоре приобретают особую звучность стихи для детей. Помните, у «дедушки Корнея»:

«В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы…»?

Анафоры бывают разными

Языковеды различают их по тому, что именно в них повторяется. Основные разновидности анафор:

Звуковая – дублируются звукосочетания:

«Затишье перед бурею

Затронет сердце мне»

(Л. Синявский)

Морфемная (повторяются значимые части слов – корни, префиксы):

«Цветные спутники мои,

Цветы родные, полевые»

(Н. Блажко)

Лексическая анафора повторяет слова:

«Если близко воробей –

Мы готовим пушку,

Если муха – муху бей,

Взять её на мушку!»

(Юрий Энтин)

Синтаксическая анафора использует одни и те же словесные конструкции:

«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!

С раскосыми и жадными очами!»

(А. Блок)

Строфическая анафора ставит одинаковые слова в начале каждой строфы или (в прозаическом тексте) предложения. К примеру, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

Иногда автор сочетает анафоры сразу нескольких типов – скажем, строфическую и синтаксическую.

«Рекордные» анафоры

Одну из них сочинил российский поэт А. А. Фет. В его творении «Весна» 20 строк и все начинаются вариациями одного и того же слова (которые, к тому же, повторяются внутри строк):

«Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий свод,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод…».

Итог подводит последняя строка: «Это всё – весна».

Звуковой анафорой можно считать тавтограммы – тексты, где ВСЕ слова начинаются на одни ту же букву. Такими могут быть целые поэмы и рассказы:

«Красивый кожаный костюм Кирилл купил, конечно, кстати. Комнатный Кеша, клюя коноплю, кричал: «Кир-рюха какой кр-расавец!» (Ф. Стёпин)

Составление тавтограмм – хорошее упражнение для развития речи детей и взрослых, веселое развлечение и увлекательная игра. Конструировать их не так трудно. Не хотите попробовать?

Источник: https://bigjournal.ru/chto-takoe-anafora-v-russkom-yazyke-primery/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.