Обыденное знание: определение и значение. Познание мира

Психологическая энциклопедия – значение слова Познание Обыденное

Обыденное знание: определение и значение. Познание мира

– познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.

В некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым – на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. Однако есть и существенные различия. В житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. Житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. Житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно “чистая”) на знание как таковое, как самостоятельную ценность. Наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно.

Смотреть значение Познание Обыденное в других словарях

Познание Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: познавать (1), познать. 2. Знание чего-л., осведомленность в чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Обыденное Национальное Сознание — – низший уровень национального сознания, многослойное и противоречивое, инерционно-консервативное и, одновременно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно-биологического……..
Политический словарь

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Политический словарь

Познание — познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. познать в 1 знач. – познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения “вещи……..
Толковый словарь Ушакова

Познание — -я; ср.1. Процесс приобретения знаний, постижения закономерностей объективного мира. Теория познания.2. к Познать. П. законов природы. П. мира ребёнком. Научное п.3………

Толковый словарь Кузнецова

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлениисубъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Большой энциклопедический словарь

Обыденное Полотенце — древний русский обычай для предотвращения падежа лошадей ткать и вышивать полотенце в продолжение одних суток. Для этой работы девушки села собирались до восхода солнца……..
Исторический словарь

Познание (познать) — -а) в низшем, плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной (Быт 4.1,17) и неестественное-между мужчинами (Быт 19.5; Суд 19.22)-«содомский……..
Исторический словарь

Познание (cognition) — умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. Для……..
Медицинский словарь

Обыденное Знание — См. ЗНАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ. 
Социологический словарь

Познание — – англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс  постижения действительности и приобретения знаний.
Социологический словарь

Познание (cognition) — Процесс  мышления человека,  включающий представления, объяснение  и запоминание.
Социологический словарь

Духовное Познание — – непосредственно связано с понятием духа, к-рое генетически производно от понятия “душа”, но сущностно отлично от него. Если душа признается имманентным началом человеч………
Философский словарь

Рациональное (логическое) Познание — – высшая ступень – осуществляется при помощи мышления и разума  в форме суждений, умозаключений и понятий.
Социологический словарь

Сознание Обыденное — -англ. conscience, daily; нем. Alltagbewu?tsein. Сознание  людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью. 
Социологический словарь

Чувственное Познание — – низшая ступень – осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений.
Социологический словарь

Повседневное (обыденное) Знание — – основа социального знания. Для П.З. характерна рецептурность, ситуативность, оно отображает совокупность “непосредственных” социальных фактов и действий, не предполагая……..
Философский словарь

Познание — – высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности……..
Философский словарь

Познание И Интерес (1968). Пересечение Идей Хабермаса И Апеля — Широкую известность уже не только в Германии, но и за ее пределами, принесла Хабермасу книга “Познание и интерес”, которая вскоре была переведена на основные европейские……..
Философский словарь

Человеческое Познание И Аффекты В Философии Спинозы — В части II «Этики» («О природе и происхождении души») Спиноза, введя сначала понятия атрибутов и модусов, переходит к характеристике тел, имея в виду, как он сам отмечает,……..
Философский словарь

ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, -я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания……..
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Познание Обыденное

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/19345

Обыденное знание: определение и значение. Познание мира. Жизненный опыт

Обыденное знание: определение и значение. Познание мира

Человек без представлений об окружающем мире не сможет существовать. Обыденное знание позволяет соединить в себе мудрость многих поколений, научить каждого, как правильно взаимодействовать друг с другом. Не верите? Тогда давайте подробнее во всем разберемся.

Откуда появилось знание?

Благодаря мышлению люди веками совершенствовали свои знания об окружающей их действительности. Любая информация, которая поступает из внешней среды, анализируется нашим мозгом. Это стандартный процесс взаимодействия.

Именно на нем и строится обыденное знание. К учету принимается любой результат – негативный и позитивный. Далее он связывается нашим мозгом с уже имеющимися знаниями, таким образом происходит накопление опыта.

Данный процесс происходит постоянно и заканчивается только во время смерти человека.

Формы познания мира

Существует несколько форм познания мира, и в каждом названии четко прослеживается, что является основой, на которой все строится. Всего таких знаний можно выделить 5:

  1. Обыденное. Считается, что именно из него берут начало все остальные методы познания мира. И это совершенно логично. Ведь данное знание является первичным и есть у каждого человека.
  2. Религиозное знание. Достаточно большой процент людей познает себя через эту форму. Многие считают, что через бога можно познать себя. В большинстве религиозных книг можно встретить описание сотворения мира и узнать о механике некоторых процессов (например, о появлении человека, о взаимодействии людей и т. п.).
  3. Научное. Раньше данное знание плотно соприкасалось с обыденным и часто вытекало из него как логическое продолжение. В настоящий же момент наука стала обособленной.
  4. Творческое. Благодаря ему знания передаются через художественные образы.
  5. Философское. Данная форма познания построена на размышлениях о предназначении человека, его месте в мире и вселенной.

Познание мира – процесс непрерывный. И строится он на основе знаний, которые человек получает посредством саморазвития либо от других людей.

С первого взгляда может показаться, что это все достаточно просто. Но это не так. Обыденное знание – это результат наблюдений, экспериментов и умений тысячи людей.

Этот багаж сведений передается на протяжении веков и является результатом интеллектуального труда.

Первая ступень представляет собой знания конкретного человека. Они могут различаться. Это зависит от уровня жизни, полученного образования, места проживания, религии и многих других факторов, которые прямо или косвенно влияют на человека. Примером могут служить правила общения в конкретном обществе, знания о природных явлениях.

Даже рецепт, который был прочитан в местной газете, относится именно к первой ступени. Знания, которые передаются из поколения в поколение, тоже относятся к 1-му уровню. Это жизненный опыт, который накапливался в профессиональном плане и часто именуется семейным делом. Часто рецепты по изготовлению вина считаются общесемейным достоянием и чужим людям не рассказываются.

С каждым поколением к знаниям прибавляются уже новые, исходя из технологий настоящего.

Вторая ступень

К этому слою относятся уже коллективные знания. Различные запреты, приметы – все это относится к житейской мудрости.

Например, много примет до сих пор используется в области предсказания погоды. Также популярны приметы на тему «удачи/неудачи».

Но стоит учитывать, что в разных странах они могут быть прямо противоположными друг к другу. В России, если черная кошка перебежала дорогу, то считается, что это к неудаче.

В некоторых других странах это сулит, наоборот, большое везение. Это яркий пример обыденного знания.

Приметы, связанные с погодой, очень четко подмечают малейшие изменения в поведении животных. Науке известно более шестисот зверей, которые ведут себя по-разному. Эти законы природы формировались не одно десятилетие и даже не один век. Этот накопленный жизненный опыт используют даже в современном мире метеорологи для подтверждения своих прогнозов.

Третий слой житейской мудрости

Обыденное знание здесь представлено в виде философских представлений человека. И здесь опять будут видны различия.

Житель глухой деревни, который занимается хозяйством и этим зарабатывает себе на жизнь, рассуждает о жизни иначе, чем городской обеспеченный менеджер.

Первый будет думать, что главное в жизни честный, тяжелый труд, а философские представления другого будут основаны на материальных ценностях.

Житейская мудрость строится на принципах поведения. Например, что не стоит ругаться с соседями или что своя рубашка намного ближе к телу, и думать нужно в первую очередь о себе.

Примеров обыденного познания мира множество, и оно постоянно дополняется новыми закономерностями. Это связано с тем, что человек постоянно узнает что-то новое и логические связи выстраиваются сами собой. При повторении одних и тех же действий выстраивается своя картина мира.

Свойства обыденного знания

Первым пунктом идет несистематичность. Не всегда конкретный индивид готов развиваться и узнавать что-то новое. Его может вполне устраивать все, что его окружает. И пополнение обыденного знания будет происходить иногда.

Второе свойство – противоречивость. Особенно ярко это может быть представлено на примере примет. Для одного человека черная кошка, перебежавшая дорогу, сулит горе, а второму – счастье и удачу.

Третьим качеством выступает направленность не на все сферы жизни человека.

Особенности обыденного знания

К ним относятся:

  1. Ориентация на жизнь человека и его взаимодействия с окружающим миром. Житейская мудрость учит, как следует вести хозяйство, как предсказывать погоду, как общаться с людьми, как правильно жениться/выходить замуж и многое другое. Научные знания изучают процессы и явления, связанные с человеком, но сам процесс и информация кардинально отличаются.
  2. Субъективный характер. Знание всегда зависит от уровня жизни человека, его культурного развития, сферы деятельности и тому подобного. То есть конкретный индивид опирается не только на то, что ему рассказали о том или иное явлении, но также вносит и свою лепту. В науке же все подчиненно конкретным законам и может быть истолковано однозначно.
  3. Направленность на настоящее. Обыденное знание не заглядывает далеко в будущее. Оно основано на имеющихся знаниях, и его мало интересуют точные науки и их развитие в дальнейшем.

Отличия научного от обыденного

Раньше эти два знания тесно переплетались друг с другом. Но сейчас научное знание отличается от обыденного достаточно сильно. Рассмотрим подробнее эти факторы:

  1. Применяемые средства. В обыденной жизни обычно это поиск каких-либо закономерностей, рецептов и т. п. В науке используется специальная аппаратура, проводятся эксперименты, законы.
  2. Уровень подготовки. Чтобы заниматься наукой, человек должен обладать определенными знаниями, без которых будет невозможна данная деятельность. В обычной жизни такие вещи совершенно не важны.
  3. Методы. Познание обыденное обычно не выделяет какие-то конкретные способы, все происходит само собой. В науке же важна методология, и зависит она исключительно от того, какие характеристики содержит в себе исследуемый предмет и некоторые другие факторы.
  4. Время. Житейская мудрость всегда направлена на настоящий момент. Наука же смотрит в далекое будущее и постоянно совершенствует получаемые знания для лучшей жизни человечества в дальнейшем.
  5. Достоверность. Обыденное знание не обладает систематичностью. Информация, которая представляется, обычно образует пласт знаний, сведений, рецептов, наблюдений и догадок тысячи поколений людей. Ее можно проверить, только применяя на практике. Никакой другой способ не подойдет. Наука же содержит в себе конкретные закономерности, которые являются неопровержимыми и не требуют доказательств.

Несмотря на то что в отличие от науки у житейской мудрости нет определенного обязательного набора действий, все равно можно выделить некоторые методы, используемые в жизни:

  1. Соединение иррационального и рационального.
  2. Наблюдения.
  3. Метод проб и ошибок.
  4. Обобщение.
  5. Аналогии.

Это основные методы, используемые людьми. Познание обыденного – процесс непрерывный, и человеческий мозг постоянно сканирует окружающую действительность.

Варианты распространения знаний

Человек может получить обыденное знание разными способами.

Первый – постоянный контакт индивида с окружающим миром. Человек подмечает закономерности в своей жизни, делая их постоянными. Делает выводы из различных ситуаций, тем самым формируя базу знаний. Эта информация может касаться всех уровней его жизни: работы, учебы, любви, общения с другими людьми, животными, везения или неудач.

Второй – средства массовой информации. В век современных технологий у большинства есть телевизор, интернет, сотовый телефон. Благодаря этим достижениям человечества всегда есть доступ к новостям, статьям, фильмам, музыке, искусству, книгам и многому другому. Посредством всего перечисленного индивиду постоянно поступает информация, которая обобщается с уже имеющимися знаниями.

Третий – получение знаний от других людей. Часто можно услышать на какие-либо действия различные поговорки. Например, «не свисти – денег в доме не будет». Либо обыденно-практическое знание может выражаться в советах, которые получает молодая девушка от матери при готовке еды. Оба примера – это житейская мудрость.

Научное и повседневное в жизни

Обыденное и научное знание об обществе тесно переплетены друг с другом. Наука «выросла» из житейских наблюдений и экспериментов. До сих пор существует так называемая примитивность, то есть научно-обыденные знания в химии, метеорологии, физике, метрологии и некоторых других точных знаниях.

Ученые могут брать некоторые допущения из обычной жизни и смотреть на их доказуемость в научной среде. Также часто научные знания сознательно упрощаются, чтобы донести их до населения.

Используемые в нынешнее время термины и описания не всегда могут правильно усваиваться простыми людьми.

Поэтому в данном случае обыденное и научное знание тесно переплетаются, что дает возможность каждому индивиду развиваться вместе с миром и использовать технологии современности.

В интернете часто можно найти ролики, где, например, физику объясняют практически «на пальцах», не используя сложные термины. Это позволяет популяризовать науку среди населения, что ведет к росту образованности.

Источник: https://FB.ru/article/319909/obyidennoe-znanie-opredelenie-i-znachenie-poznanie-mira-jiznennyiy-opyit

1.какова цель познавательной деятельности? (Обыденное познание) 2. Кем осуществляется – Школьные Знания.com

Обыденное знание: определение и значение. Познание мира

Вообще, познание представляет собой активную деятельность человека, которая направлена на развитие и приобретение знаний.  

2. Кем осуществляется деятельность? (Обыденное познание)  

Субъектом познания осуществляется познавательная деятельность. Потому что субъект является конкретным носителем. Субъект наблюдает, анализирует, делает выводы.  

3. На каком этапе заканчивается процесс познания? (Обыденное познание)  

Вообще, процесс познания заканчивается, когда субъект узнает истину. Получение истины – результат процесса познания.  

4. Как передаются полученные знания? (Обыденное познание)

Через взаимодействие людей, они общаются, передают друг другу информацию. Человек взаимодействует, наблюдает, ему передают истину житейского опыта и так далее.  

Почему Махатму Ганди называют великим гуманистом XX века? Помогите по обществу пожалйста​2. Можете ли вы привести примеры проявления манкуртизма в своем регионе?3. Выскажи свое отношение к современным манкуртам 1. Что отличает человека от животных?1) воспитание потомств2) способность к творчеству3) объединение в группы4) использование природных материалов2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:1) эмоции 3) деятельность2) инстинкт 4) сознание3. Верно ли, что:а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое;б) каждый человек — индивидуальность?1) верно только а 3) верны оба суждения2) верно только б □ 4) оба суждения неверны4. Самостоятельность приносит пользу потому, что:а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность;б) позволяет во всем подражать взрослым.1) верно только а 3) верны оба суждения2) верно только б 4) оба суждения неверны5. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определеннойдеятельности:1) способности 3) самосознание2) самооценка 4) творчество6. К социальным потребностям человека относится:1) потребность в отдыхе2) стремление познать окружающий мир3) потребность в общении4) необходимость в воде и пище7. Верно ли, что:а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода;б) семья в РФ находится под защитой государства?1) верно только а2) верно только б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА8. Труд членов семьи — это:а) финансовые ресурсы семьи;б) материальные ресурсы семьи.1) верно только а 3) верны оба суждения2) верно только б 4) оба суждения неверны9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:1) спорт 3) игра2) хобби 4) просмотр телепередач10. Обязательным в нашей стране является:1 ) начальное образование2) общее школьное образование3) среднее профессиональное образование4) высшее профессиональное образование11. Чему учат в школе:а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы;б) 1) верно только a 3) верны оба суждения2) верно только б 4) оба суждения неверны12. Верно л и , что:а ) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение;б) труд может быть бесцельным?1) верно только а 3) верны оба суждения2) верно только б 4) оба суждения неверны13. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:1) капиталист 3) мизантроп2) торговец 4) меценатI4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:1) творчество 3) учеба2) труд 4) общение15. Слагаемыми жизненного успеха являются:а) здоровье и способности человека;б) готовность к умственному труду.1) верно только а2) верно только б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны16. Субъектом Российской Федерации является:1) штат2) федеральная земля3) автономная область4) департамент17. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием«сознание».Укажите термин, не связанный с этим понятием.1. Эмоция 4. Рассуждение2. Разум 5. Интеллект3. Мышление18. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.1. Платить налоги2. Защищать Родину3. Посещать театры и музеи4. Участвовать в митингах и демонстрациях5. Беречь природу6. Заниматься благотворительностью19. Установите соответствие между понятиями и их определениями.Понятия Определения1. КодексА. Совокупность особых, духовных правил, регулирующихповедение человека, его отношение к другим людям, ксамому себе, а также к окружающей среде.2. Конституция Б. Систематизированный сборник законоположений вкакой-либо области права.3. Мораль В. Основной закон государства.20. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии«семья»? Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5-7 предложений) сообщение о видах деятельности, используя все приведенные ниже понятия: деятельность, игра, учение, труд, общение,Установите соответствие между понятием и их определениямиСемья Морозовых состоит из прабабушки, бабушки, дедушки, мамы, папы, брата папы Пети и трех детей. Доходы семьи формируются из трех пенсий (прабабушки, бабушки, дедушки), двух зарплат папы за работу по найму (на основной работе и работе по совместительству), дохода от индивидуальной предпринимательской деятельности мамы (бизнес Мери Кей). Семья каждый месяц тратит денежные средства на коммунальные услуги за четырех комнатную квартиру, оплату транспорта всех членов семьи, оплату питания в школе за детей, оплату занятий в детских развивающих центрах за детей, помощь близким (беженцам из Украины), на содержание брата отца Пети.Вся семья проживает в четырехкомнатной квартире, так как бабушки и дедушка присматривают за внуками, пока родители на работе, а у брата отца Пети нет своего жилья, и нет денежных средств на съем, так как он уже третий год не может найти работ по своей специальности, хотя у семьи Морозовых есть еще одна двухкомнатная квартира, в которой никто на данный момент не проживает.Семья Морозовых не может понять, почему им постоянно не хватает денежных средств, хотя пять членов семьи, регулярно приносят неплохие денежные средства в общий доход семьи.Задание:1. Какие рекомендации Вы можете дать семье Морозовых по решению их финансовых затруднений. Ответ аргументируйте.2. Дайте определение «Бюджет – это ….»Почему в эпоху “свободного капитализма” государство не вмешивалось в экономику? В чём заключается польза для общества от людей, придерживающихся принципов позитивного девиантного поведения?в форме эссе​Написать сочинение-рассуждение (1стр.) на одну из тем: 1. Я лично несу ответственность за сохранение природы. 2. Я не причиню зла живому: цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку. 3. Я помогу любой жизни, которой смогу помочь,- цветку, дереву, птице, животному. Даже человеку(уровень 7 класса)

Источник: https://znanija.com/task/27503884

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.