Как вести себя в день причастия. О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)

О хранении дня причастия (как вести себя после причащения)

Как вести себя в день причастия. О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:вот что рекомендуется и общепринято:

«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением.

Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо.

Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Вопрос:

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Зубкова

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного.

Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности.

Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах.

От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать.

Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта.

Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е.

Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек  должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания ,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны.

В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна.

Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить.

Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя.

Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример.

Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания.

Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок.

Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

 

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни.

Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть».

Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается.

Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

***

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

 
Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.


В этом смысле святые и будут судить мир.

Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства.

Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть.

 И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих.

Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств.

Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную.

Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений.

Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня.

Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь.

Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего.

Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям — скромность и освобождение от плена помыслов моих.

Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия

Источник: http://boguslava.ru/o-xranenii-dnya-prichastiya-kak-vesti-sebya-posle-prichashheniya/

Как вести себя в день Святого Причастия: правда и мифы

Как вести себя в день причастия. О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина.

Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту.

Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?». Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

После Причастия стоит внимательно прочитать благодарственные молитвы, а также своими словами изъявить благодарность. Главное — искренность и вера.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:

Источник: http://megapoisk.com/svjatoe-prichastie-kak-vesti-sebja-v-den-evharistii

Что после Причастия нельзя, можно и нужно | Православиум

Как вести себя в день причастия. О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)

Рубрика: Церковные Таинства, Церковный этикет

Причастие — главное Таинство Православной Церкви и стержень жизни каждого христианина. Это — основа веры человека, фундамент его духовного роста.

При осмыслении величия и важности данного Таинства у православного человека нередко возникают вопросы. Например, «что после Причастия нельзя?», «что делать после Причастия можно?» и т. д.

Чтобы ответить на них, рассмотрим, в чем состоит значение и суть Причастия.

«Эта Тра­пеза есть дви­гатель на­шей ду­ши, си­ла, свя­зу­ющая наш ра­зум, ос­но­вание дер­зно­вения, на­деж­да, спа­сение, свет, жизнь» (святитель Иоанн Златоуст).

Таинство Причастия

Христос говорил:

«Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

Апогеем непонятных на тот момент Апостолам слов стала так называемая Тайная вечеря. 

В преддверии еврейской Пасхи Иисус уже знал, что «приблизился час» Его крестных страданий. Он в последний раз собрал Своих учеников в Сионской горнице. Здесь по ветхозаветной традиции Он совершил пасхальный ужин, посвящённый памяти исхода еврейского народа из Египта. 

Ежегодно все иудеи отмечали этот праздник избавления от египетского порабощения. Иисус Христос, готовясь Своей крестной смертью принести освобождение от рабства греха, наделяет Пасху новым смыслом. 

Взяв хлеб, Он преломил его и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Затем подал ученикам чашу с вином со словами:

«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28). 

Так в Сионской горнице два тысячелетия назад было совершено первое Причастие. Претворив вино и хлеб в Своё Божественное Тело и Кровь, Христос заповедал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).

С того момента Таинство Причастия занимает центральное место в мировоззрении христиан. Протоиерей Григорий Дьяченко называет Его «средоточием тайнодействия христианской Церкви». 

«О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения. Тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности» (патриарх Геннадий Схоларий (ок.1400 г.). 

Каждая Литургия, на которой и совершается Причастие, является напоминанием о жертве Христа за грехи всего человечества. Он добровольно отдал Своё Пречистое Тело и  Кровь,

«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Таинство Причастия — единение со Христом

Само название Таинства открывает его значение. Причащаясь, человек, ни больше ни меньше, становится частью Самого Бога, сопричастником Божественной благодати. Об этом свидетельствовал Иисус Христос:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6:56).

Причастие дарит человеку возможность уже здесь, в земной временной жизни, соединиться с Богом.

«Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови.

Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную.

Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении» (архиепископ Симеон Солунский).

Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа великая тайна мироздания, недоступная даже для Ангелов. Только ради человека, ради его спасения от греха и смерти, Христос претерпел Голгофские страдания.

«Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным…» (святитель Иоанн Златоуст). 

И за каждой Литургией человеческое естество соединяется с Божественной благодатью. Через вкушение Святых Даров христианин получает силы бороться со своими греховными страстями. Только так он обретает исцеление души и наследует Вечную Жизнь.

«Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» (преподобный Серафим Саровский).

Причастие — воздух христианина

Человек становится Христианином в полном смысле этого понятия именно в Таинстве Причастия. Оно является необходимостью духа, существованием души, потребностью тела.  

В молитве, произносимой священником перед Причастием, мы слышим слова: «во исцеление души и тела». В Таинстве Евхаристии верующий получает не только духовную крепость, но и физическое здоровье. Известно множество случаев чудесного исцеления болезней после принятия Христовых Таин. Естественным для христианина является обращение в болезни к «Врачу душ и телес». 

Однако важно помнить, что Причастие — не волшебное средство от болезней и неудач. Это Таинство, объединяющее нас с Богом. его цель — наследование Небесного Царства. И нередко только через болезни и немощи человек начинает осознавать греховность своей жизни, обретает смирение и по-настоящему приходит к Богу. 

Поэтому важно уберечься от потребительского отношения к Таинству Причастия. Это не волшебная таблетка, гарантирующая счастливую жизнь. После Причастия нельзя ждать немедленных чудес.

Святые Дары — это Тело и Кровь Господа, Который победил смерть через распятие на Кресте. Крестные страдания открыли человечеству дверь в Рай. Возможно, и наши небольшие земные тяготы по Промыслу Божию станут пропуском в Вечную Жизнь.

«Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент. Кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью. А кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста» (священник Валерий Духанин).

Чувства после Причастия

Причащаясь, человек впускает в себя Христа. В наших венах начинает течь кровь Господа, и наше человеческое естество как бы обожествляется.

Осознавая все величие и таинственность происходящего, христианин может начать искать в себе особые благодатные ощущения и переживания после принятия Христовых Таин. Однако важно помнить, что такого рода мысли — искушения после Причастия. По словам архимандрита Маркелла (Павука):

«Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг. А в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям».

Не нужно ожидать неземных переживаний и возвышенных ощущений. Впоследствии такие чувства могут стать самоцелью, заслонив собой саму суть Причастия. То есть непосредственно соединение со Христом. 

Пытаясь искусственно вызвать в себе чувства восторга или умиления, человек может впасть в прелесть (самообман о собственной ложной святости). Он начнёт считать себя избранным, удостоенным особенных Божественных даров. 

Существует и другая сторона этого искушения. Стремясь к каким-то особым переживаниям и не получив их, человек может разочароваться, впасть в тяжелый грех уныния и даже потерять веру. 

По этому поводу Феофан Затворник говорил:

«Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».

Основным мерилом духовной жизни христианина должны быть не волнения и восторги, а кротость, смирение, душевный мир и любовь.

Что после Причастия нельзя 

Таинство Причастия — величайшее чудо в жизни христианской Церкви. В нем человек получает Божественную помощь и благодать, очищается от страстей и  греха. 

К сожалению, Божественная чистота, полученная верующим в Таинстве Евхаристии, нередко может быть запятнана псевдоцерковными правилами. Сегодня можно услышать немало разного рода «послепричастных» запретов. Например, что после Причастия нельзя целовать иконы и крест.  Якобы запрещается есть мясо и плоды с косточкой. Кто-то где-то слышал, что нельзя мыться и стричь ногти и многое другое. 

Иерей Андрей Чиженко называет подобного рода суеверия

«околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом». 

Забота о таких пустых мелочах отдаляет от главного — от причастности Господу Иисусу Христу. Легко впасть в рассуждения о таких суетных пустяках, как «можно ли спать после Причастия» или «позволительно ли после Причастия прикасаться к другим людям». И тогда мы уподобляемся фарисеям. Тем, кто в стремлении соблюсти внешнюю часть Закона приговорили к смерти Самого Господа. 

Главное, что после Причастия нельзя — это праздно проводить время, возвращаясь к своим греховным привычкам и страстям. Нельзя попусту растрачивать тот неоценимый дар, который мы получили в Таинстве Причастия.

«Мы забываем, что Причастие очень ко многому обязывает. Человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как он жил до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается. Очень важно то, чтó следует за отпустом Литургии, когда человек возвращается в мир. Он же возвращается, чтобы нести людям тот свет и ту благодать, которую получил!» (митрополит Иларион Алфеев).

Как вести себя после Причастия 

Вкусив Святые Дары, христианин впустил в себя Бога. Человек стал Храмом, в котором живет Иисус Христос. И как же страшно стать тем, кто изгоняет Господа. Потому причастившийся должен вести себя так, чтобы словом, делом или мыслью не отогнать полученную Божественную благодать. 

Выслушав в храме благодарственные молитвы по Святом Причащении, не нужно сразу погружаться в суету житейских дел.

Необходимо уберечь уста от празднословия и пересудов, а сердце удобрить молитвой и благодарностью Богу. Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980 гг.) советует: 

«Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца». 

Важно осознать, что наша дальнейшая жизнь уже не может быть прежней.

Митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что

«с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию».

А это значит, что день после Причастия, как и все последующие дни нашей жизни должны быть наполнены делами милости, добра и любви. Чтобы горница нашей души всегда была убрана для встречи с самым дорогим гостем — Господом Иисусом Христом.

«По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии» (святитель Тихон Задонский).

Источник: https://pravoslavium.ru/chto-posle-prichastiya-nelzya-mozhno-i-nuzhno/

Как себя вести после причастия? Как правильно причащаться?

Как вести себя в день причастия. О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)

Причастие — церковное таинство, когда можно избавиться от грехов и приблизиться к Богу, присоединить свою душу к жизни вечной. Причащающийся получает частицу Бога, которую надо сохранить в себе. Для этого надо знать, как себя вести после причастия.

Когда появился ритуал?

В истории мало сведений о том, каким образом все происходило в те далекие времена. Но известно, что ритуал причастия был утвержден именно Иисусом Христом во время празднования еврейского праздника — Пасхи, перед скорым Его распятием.

На Тайной вечере Иисус объяснил своим ученикам новый смысл традиционных, всем привычных, блюд. Взяв приготовленный для празднования хлеб, Он благословил его и назвал Телом Своим, предложил им отведать вина, назвав ее Своей Кровью.

Здесь высказано желание Христа к регулярному проведению Таинства Причастия.

Значение Таинства

Причастие в христианстве представляет собой Таинство освящения пресного хлеба и вина для применения их при проведении церковной службы. В храмах оно занимает основную часть богослужения. Таинство дает возможность приблизиться к Богу, присоединиться к Нему.

Нельзя понимать слова Христа про кровь и плоть, потребляемые в пищу, в прямом смысле этих слов — поедать. Ведь говорил Он это будучи живым. Понимать надо так: Иисус Христос соединился с продуктами, став с ними единым целым, и съедать их надо осознанно, понимая, что это частица Бога, которая будет в нас, при этом души наши словно присоединяются к жизни вечной в Царствии Небесном.

При причастии создаются условия для единения природы Творца с Его творением. Это единство было до вкушения запретного плода. Евхаристия — попытка снова оказаться в когда-то утраченном раю. Желательно каждому христианину чаще причащаться, чтобы присоединиться к Божеству, принять жизнь вечную и спастись — это есть высшая цель таинства.

Кто допускается к причастию?

Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.

Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.

В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв.

Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда.

Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.

Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.

Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.

Самостоятельно принимать решение здесь нельзя, надо исповедаться. Ведь только по покаянию священник может понять тяжесть грехов, моральное состояние человека, его жизненные ситуации. И только батюшка, по своему усмотрению, может допустить к исповеди или запретить на какое-то время, или наложить епитимию на некоторый срок. И решение будет разным в каждом конкретном случае.

Впервые в Церкви

К человеку, впервые пришедшему в храм, отношение менее строгое, чем к церковному. Долгое время прожив с грехами, без Бога, под старость лет можно раскаяться, захотеть улучшить себя, изменить жизнь, покаяться.

Такой человек приходит за спасением к Богу, и запретив причастие на длительный срок, можно потерять его совсем.

Ведь он просто не доживет до конца запрета, или, посчитав себя отвергнутым Церковью, будет жить прежней жизнью, забыв о Боге.

Исповедь и причастие в первый раз часто разрешаются священником даже без соответствующей подготовки. Все зависит от тяжести грехов этого человека. Молитвы человек почитает потом, получив все наставления и разъяснения о том, как себя вести после причастия. Здесь всю ответственность за этого человека священник берет на себя.

Перед причастием

Причастие совершается только после исповеди. Исповедь, или покаяние, — это церковное таинство, когда человек осознанно раскрывает все грехи перед Богом, имея намерение расстаться с ними навсегда, и свидетелем здесь является священник, который молится о помиловании исповедующегося.

Глубоко осознав свое греховное поведение, полностью раскаявшись, надо сразу приступать к изменениям, соблюдая правила поведения после исповеди и причастия. Только так можно получить Божью милость.

Как правильно причащаться?

Право на причастие в Церкви имеет крещенный священником православный христианин, обязательно принимающий Священное Писание.

Для правильного причастия человек должен заранее хорошо подготовиться. Он обязан несколько дней поститься, читать молитвы ко Святому Причастию и исповедаться.

Поститься — значит не принимать в пищу мясо животных, молочные продукты, яйца, а иногда и рыбу. Надо отказаться от всех видов развлечений, также и от супружеской близости, воздерживаться от злости, ругани. Посвятить свое время изучению церковной литературы, Евангелия, хождению в Церковь и домашнему чтению молитв.

Обязательным считается чтение молитв утром и вечером, включая специальные тексты перед проведением причастия. Прочитать каноны можно за несколько дней, а Последование читается перед причастием.

Без покаяния причастие недопустимо. Грехом является все, что направлено против решений Бога. Господь дал заповеди с выражением воли Его. Готовясь к исповеди, желательно вспомнить притчу о Страшном Суде и Нагорную Проповедь Иисуса. Надо вспомнить все тяжелые и мелкие грехи, не отпущенные ранее, а идущим впервые — начиная с семи лет. Прося прощения себе, самим простить всех обидевших вас.

Церковь рекомендует мирянам исповедаться каждый месяц. Это позволяет осознанно относиться к окружающему миру, находиться в христианской вере.

Ритуал причастия

Причащаться надо в два дня: вечером — исповедь, а утром — причастие, но можно и в один день. На Литургию нельзя опаздывать, а когда идете к Чаше, перекрестить на груди руки, чтобы правая была сверху. После принятия даров выдается антидор (кусочки агничной просфоры), которые нужно съесть, выпить предлагаемую в храме запивку. После этого рекомендуется съесть еще и просфору.

Как себя вести после причастия?

Причастившись, человек получил Божий дар, удержать который в себе очень сложно. Пренебрежительное отношение к нему может обернуться неприятностями. Надо просить Бога помочь удержать в себе этот дар как можно дольше, не вернуться к бывшим грехам.

В этот день надо особо следить за своими словами и мыслями, беречь свое сердце от всевозможного зла. Благодарить Бога за допущение к причастию. Мы не всегда довольны всем в жизни. Но ведь Всевышний всегда делает то, что лучшее для нас, поэтому надо чаще благодарить его за все, что имеем в этой жизни.

Весь день надо поддерживать в себе чувство любви, умиротворения, спокойствия. Лучше отказаться от тех дел, которые нарушают ваше мирное душевное состояние.

Если возможно, надо, уединившись, заняться чем-то полезным для души, ведь дьявол именно в этот день прилагает больше усилий к введению человека в искушение. Желательно несколько раз в день читать молитвы после причастия.

Они не длительные и не займут много времени, но увеличивают чувство благодарности Богу, способствуют желанию причаститься снова.

Бывают случаи, когда ребенок после принятия святого таинства срыгивает, тогда надо салфеткой убрать все и потом сжечь и закопать в землю. То же надо сделать и с одеждой, на которую попали капли Крови Господней, чтобы никто не смог осквернить их. Можно это сделать, принеся вещи в Церковь, и там их сожгут. Это повод для покаяния.

Существует множество суеверий по поводу правильности своего поведения в день причастия. Дело в том, что издано немало литературы о том, как подготовиться, а вот что делать после причастия, — практически нет.

Некоторые считают недопустимыми поцелуи, даже детей и икон, в боязни потерять благодать. Этого нет в церковных книгах. В день причастия можно целовать и иконы, и руку священника, и детей, и родителей.

Земные поклоны лучше оставить до вечера, но если на церковной службе надо становиться на колени, причастившийся тоже имеет право и даже должен делать это. В Священных Писаниях нет ограничений на домашние дела. Важно сохранять в себе радость и благодарность Всевышнему.

Надо постараться до обеда отстраниться от дел и посвятить это время своему душевному состоянию, но если причащались в рабочий день, то должны трудиться.

Много суеверий связано с едой. Что есть, как и вообще можно ли есть после причастия? Существует поверье, что нельзя есть рыбу, так как придется вынимать кости изо рта, нельзя грызть семечки, дабы не плеваться. Относится это к плодам и ягодам с косточками. Просто люди боятся с шелухой выплюнуть и частицу Тела Господня.

Все это не имеет никакого смысла. Частички Святых Тайн нельзя выплюнуть, растерять. Ведь, причастившись, вы съели антипод, выпили запивку и еще съели просфору, во рту нет уже частичек Тела и Крови Христовой. Если человек очень уж опасается, то может воздержаться от еды с косточками.

Некоторые считают невозможным после принятия Святых Тайн употреблять мясо.

Перед причастием Церковью назначен пост для того, чтобы мы через воздержание смогли настроиться на благоговейное принятие величайшей святыни. Если нет поста, то после причастия можно есть всю пищу, данную Богом.

В церковных правилах имеется ограничение только на количество пищи и вина, чтобы не стошнило в этот день. Надо быть умеренным в еде и вине.

От чего надо воздержаться?

Что нельзя делать после причастия, чтобы не навредить своей душе, не навлечь на себя беды? Православная церковь советует сохранять чистоту телесную и занять мысли молитвами.

Придя из церкви, не стоит спать, ведь нам надо сохранить полученную благодать. Надо бодрствовать, читать Священные книги, занять свои мысли думами о Боге, ведь это самое благодатное время для восприятия нашим умом тайн Господних. Так чувство душевного праздника останется в нас на больший срок.

Нельзя в этот день устраивать шумных развлечений, вступать в интимные супружеские отношения. Надо воздержаться от гнева, злости, ссор, а время и силы направить на изучение Евангелия.

Молитвы после

Вечером читаются Благодарственные молитвы после причастия. Установлена важная последовательность при чтении этих пяти молитв, это дает возможность верно освободиться от греховности, поможет в следующих прошениях, верно поблагодарить святых.

В начале идет прошение к Всевышнему, которое позволяет полностью исцелиться и оградит от недоброжелателей. Можно читать молитву после причастия и на русском языке.

Следующей читать надо молитву Святому Василию. Она благодарит Бога за все нам данное. Третьей читается молитва Симеону Метафрасту. Он обращается к Всевышнему с просьбой защитить православных от греха и оградить от дурного.

Следующей молитвой идет прошение с глубоким смыслом. В ней просят Бога быть милостивым к нам на Страшном Суде и даровать душам нашим вечную жизнь.

Заключительная молитва посвящена Пресвятой Богородице. Дева Мария считается символом праведности и основной нашей заступницей. Только она может сделать невозможное, упросив сына своего простить грешных.

Заключение

Для всех верующих совершение таинства Святого Причастия является особой радостью души, не похожей на радость повседневной жизни. Чтобы быть в мире с собой и окружением, надо всегда хранить себя от всего осуждающего, чаще причащаться и исповедоваться и помнить, как вести себя после причастия.

Источник: https://FB.ru/article/468149/kak-sebya-vesti-posle-prichastiya-kak-pravilno-prichaschatsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.