Этапы когнитивно бихевиоральной терапии. Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Этапы когнитивно бихевиоральной терапии. Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека

Когнитивно-поведенческая терапия на сегодняшний день является самой распространенной формой психологической помощи, эффективность которой научно доказана. Обширный набор высоко результативных техник делает ее по истине «золотым стандартом» в мировой психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия – работа с мыслями и убеждениями

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ), она же когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), представляет собой широко распространенный метод воздействия на психику человека, который сочетает в себе поведенческую и когнитивную психотерапию.

Дополнительная информация. Возникло направление в XX веке, благодаря выдающемуся психотерапевту Аарону Беку и психологу Альберту Эллису.

Аарон Бек и Альберт Эллис

Согласно когнитивного подхода, все нервно-психические расстройства и психологические проблемы человека возникают на фоне стереотипного мышления, а также нецелесообразных и нелогичных убеждений. Если изменить убеждения индивида, то получится решить большую часть возникших трудностей.

По предположениям поведенческого подхода, который основан на бихевиористской концепции, побороть психологические установки можно посредством поощрения положительных форм поведения и отсутствием похвалы за их негативные проявления. Дуэт когнитивной и поведенческой психотерапии в этом случае будет выступать в качестве поддерживающего «помощника», который помогает навести порядок в голове.

Заболевания, при которых применяется

Арт-терапия — что это такое, определение

В академических сообществах когнитивно-поведенческую психотерапию признали наиболее эффективной методикой лечения различных расстройств психического и невротического характера.

Расстройство личности

Важно! Главенствующими принципами подхода являются безусловное принятие индивидуальных черт личности, хорошее отношение к каждому индивиду с сохранением здоровой критики к его негативным поступкам.

Использование когнитивно-бихевиоральной терапии проводится при лечении следующих заболеваний:

  • депрессий и тревожных расстройств;
  • шизофрении и психозов;
  • расстройств, которые связаны с употреблением психотропных и наркотических веществ;
  • психологических зависимостей (например, игромании);
  • суицидальных мыслей у подростков;
  • дисморфофобии;
  • расстройств пищевого поведения (булимии, анорексии, ожирении).

КБТ используется при психотерапии детей и взрослых. Применение методики обязательно должно быть скорректировано под возраст клиента.

Когда нельзя использовать КПТ

Гештальт терапия — что это такое простым языком

Если у человека наблюдаются тяжелые психические расстройства, для лечения которых требуются лекарственные препараты, применения когнитивной терапии в этом случае будет недостаточно.

КПТ малоэффективна, если требуется медикаментозное лечение

Дополнительная информация. То же самое касается ситуаций, в которых заболевание пациента угрожает не только его здоровью, но и окружающим людям. С такими проблемами должен работать сертифицированный врач, строго в стационарных условиях.

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

КПТ помогает тысячам людей на психотерапии избавиться от различных страхов, фобий, комплексов, бессонницы и депрессивных состояний.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Работа метода направлена на реализацию следующих целей:

  • купировать приступ нервно-психического расстройства, затем навсегда избавиться от его симптоматики;
  • максимально снизить вероятность повторного появления заболевания;
  • устранить ошибочные и негативные стереотипы и установки, которые мешают человеку жить;
  • улучшить действие лекарственных препаратов;
  • побороть зависимые пристрастия к играм, наркотикам, алкоголю;
  • устранить причины и последствия межличностных конфликтов.

Когнитивная психотерапия в совокупности с поведенческим подходом прочно укрепилась в психологии в качестве «метода № 1» в мире.

Дополнительная информация. 9 из 10 экспертов для решения внутриличностных конфликтов порекомендуют обратиться к когнитивно-бихевиоральному терапевту.

КПТ № 1 в мире

Популярность методики можно объяснить большим списком очевидных достоинств:

  1. Высоких результатов и полного решения существующих проблем добились многие клиенты, выбравшие КБТ в качестве психологического «помощника».
  2. Использование КПТ обеспечивает стойкий, часто пожизненный эффект.
  3. Курс терапии не занимает много времени. К психотерапевту не потребуется ходить годами.
  4. Чтобы выполнять упражнения в КБТ, не обязательно знать психологию. Все техники понятны для рядового гражданина.
  5. Выполнять упражнения можно в домашних условиях.
  6. Не стоит бояться побочных эффектов – они полностью отсутствуют.
  7. Для решения проблем терапия учит использовать скрытые ресурсы организма.

Чтобы добиться положительных результатов, от пациента требуются полное доверие к специалисту, тяга к обучению, а также желание изменить свою жизнь к лучшему.

Виды когнитивно-поведенческой психотерапии

КПТ в психологии подразделяется на большое количество видов, каждый из которых направлен на решение той или иной проблемы. Среди основных типов когнитивно-поведенческой терапии можно выделить:

  1. Краткую КПТ. Разработка этого вида терапии была произведена для ситуаций, в которых присутствует временное ограничение сеансов. Краткая КБТ может длиться до 12 часов, но количество сессий ограничивается 2-3 днями. Впервые использовался этот вид терапии за рубежом для предотвращения суицидов среди солдат, находящихся на военной службе.
  2. Терапию моральной установки. Этот тип КПТ используется в работе с заключенными. Методика позволяет людям избавиться от антисоциального расстройства личности, оказывая положительное влияние на снижение рисков дальнейших противозаконных действий.
  3. «Стрессовую прививку». Этот тип когнитивно-поведенческой психотерапии помогает людям лучше справляться с тревогами и фобиями после перенесенных негативных событий.
  4. Познавательную эмоциональную поведенческую терапию (ПЭПТ). Изначально этот вид КПТ был разработан для борьбы с расстройствами пищевого поведения. На сегодняшний день методика используется для лечения обсессивно-компульсивных расстройств, проблем с удержанием гнева, посттравматических стрессовых расстройств. ПЭПТ включает в себя часть деалектической поведенческой терапии, чтобы улучшать переносимость и понимание эмоций у клиентов.

Техники поведенческой психотерапии

Терапевтический процесс, в котором используются различные техники, корректирующие когнитивное поведение человека, длится в среднем 10-20 сеансов. Большая часть клиентов посещают психотерапевта 1-2 раза в неделю.

Сеанс у психотерапевта

После каждой встречи специалист дает на выполнение «домашнее задание», состоящее из специальных упражнений и дополнительной литературы.

Важно! Дистанционная работа дома позволяет человеку полностью осознать собственные проблемы, а также причины, которые их вызывают.

В своей работе психотерапевт использует разные техники. Лечение при помощи КПТ производится при помощи двух групп техник: когнитивных и поведенческих. С популярными когнитивными методами терапии можно ознакомиться в таблице.

Когнитивные техники

ЦельТехника
Отследить и осознать собственный поток мыслейЗапись собственных мыслей. Согласно этой технике, клиенту необходимо на листе бумаги записывать все мысли, которые возникают перед выполнением каких-либо действий. Важным условием является самостоятельное фиксирование мыслеформ строго по порядку. Метод позволит выявить значимые для клиента мотивы при принятии решений.
Ведение личного дневника. Цель этой техники – выявить, о чем человек больше всего размышляет в течение дня, какие чувства у него возникают при прокручивании ситуаций и образов в голове. Для этого клиенту предлагается записывать в тетрадь все свои мысли в течение нескольких дней. Полученные рукописи будут служить руководством к действию.
Выявить и оспорить нефункциональные размышленияИзучение всех «за» и «против» в отношении стереотипов и убеждений. Для анализа наличия неадаптивных мыслей клиент может вместе с психотерапевтом изучить свои записи в дневнике. Затем каждое убеждение должно подвергнуться как поддержке, так и критике. На листе бумаги требуется написать все аргументы «за» и «против». Полученные сведения необходимо перечитывать ежедневно. Постепенно «правильные» аргументы прочно закрепятся в сознании, а «неправильные» – исчезнут из мышления.
Простая техника сократовского диалога. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы указать клиенту на логические ошибки в его убеждениях. Например, если человек боится укуса комара, но раньше он уже сталкивался с этим насекомым и был им укушен, задача врача – указать на противоречия между накрученным страхом и реальными фактами из личной жизни.
Скорректировать область воображения у тревожных людейТехника десензитизации направлена на ранжирование вероятности наступления катастрофической ситуации. Психотерапевт просит клиента установить и упорядочить по значимости события, которые вызывают чувства тревоги и страха. Постепенно негативный прогноз перестает восприниматься в глобальном масштабе.
Для того чтобы заменить отрицательные образы на положительные, в психотерапии используется техника позитивного воображения. При беседе с клиентом психолог должен помочь ему отыскать плюсы даже в самых страшных мыслях.

К сведению. Когнитивная терапия эффективно меняет восприятие клиента, его мысли и мышление. Поведенческие техники в психотерапии направлены на трансформацию поведения человека.

Основные цели поведенческой и когнитивной терапии

Среди распространенных методов можно выделить:

  1. Аверсивную терапию. При реализации этого подхода, используются неприятные для индивида стимулы. Это позволяет снизить вероятность возникновения болезненных или опасных реакций в будущем.
  2. Жетонную систему. Чаще всего такая техника применяется в тюрьмах. За любое полезное действие клиент получает от психотерапевта символическую вещь: жетон или монетку. Впоследствии полученные «награды» пациент может обменять на важные для него предметы.
  3. Технику мысленной остановки. При возникновении негативных мыслей, которые могут спровоцировать отрицательное поведение, клиенту предлагается переместить внимание с одного размышления на другое. Этот метод хорошо подходит для ликвидации неприятных и болезненных воспоминаний.
  4. Метод «наводнения». Клиенту предлагается полностью окунуться в свои страхи на протяжении длительного времени. Постоянное нахождение в психотравмирующей ситуации приведет к постепенному торможению восприятия негативных мыслей.

Главные задачи, которые стоят перед психотерапевтом при реализации поведенческих техник, заключаются в активном воздействии на убеждения и мысли клиента, регулировании его реакций, а также улучшении самочувствия.

Обогащение когнитивно-поведенческих техник продолжается по сей день. Для качественного подхода к развитию данных методов, а также эффективной психологической помощи создана специальная ассоциация КПТ. В нее входят лучшие специалисты, готовые оказать помощь нуждающимся. Чем раньше начнется терапия, тем быстрее жизнь заиграет новыми красками.

Источник: https://srazu.pro/psihoterapiya/kognitivno-povedencheskaya-terapiya.html

Когнитивная Психотерапия Аарона Бека • Психолог Ярослав Исайкин

Этапы когнитивно бихевиоральной терапии. Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека

  1. Рождение когнитивной терапии
  2. Модель анализа проблемы
  3. Когнитивные ошибки
  4. Структура когнитивной терапии
  5. Техники когнитивной реструктуризации
  6. Развитие и направления когнитивной терапии

Что такое Автоматические Мысли?

Изначально Аарон Бек был психоаналитиком.

И однажды в процессе техники свободных ассоциаций его пациент начал высказывать гневные, критикующие мысли по отношению к психоаналитику. Бек спросил его о чувствах и пациент ответил, что чувствует глубокую вину за всё сказанное.

Исследуя как гнев вызвал чувство вины, пациент сказал, что в процессе критики он параллельно внутри себя слышал: “Зря я это сказал… Я не прав… Он прервёт мою психотерапию… Зачем я это ему говорю… Критиковать плохо…Я не должен этого говорить…”.

Так Аарон Бек открыл для себя на второй уровень мыслей. Эти мысли связывали критику психоаналитика с чувством вины. В дальнейшем такие мысли он назвал “автоматическими”.

Автоматические мысли – это внутренний процесс комментирования всего происходящего. Они проявляются сами по себе. Их не нужно “думать”, они появляются машинально. В повседневной жизни мы не замечаем их, потому что они очень быстро проскальзывают мимо осознания.

Развив теорию влияния автоматических мыслей на эмоции, Аарон Бек разработал первый структурированный метод психотерапии депрессии. В то же время Альберт Эллис параллельно пришёл к аналогичным идеям. Вместо автоматических мыслей в его подходе рационально-эмотивной психотерапии уделялось больше внимания иррациональным убеждениям.

Базовая модель анализа проблемы в когнитивной терапии

Классический бихевиоризм рассматривал поведение как стимул > реакция (S>R).

Когнитивный подход добавил между стимулом и реакцией некий когнитивный оперант

Так появилась модель стимул > оперант > реакция (S>O>R). Для простоты её чаще называют аббревиатурой ABC

ABC Activators >Beliefs > Emotional Consequences.

Проблема состоит из активирующей ситуации, эмоциональная реакция на которую обуславливается нашими когнитивными процессами: автоматическими мыслями, убеждениями, когнитивными искажениями.

Например:

A: начальник недоволен выполненной работой

B: теперь меня точно уволят; я не смогу найти новую работу; будет нечем платить за жильё

C: уныние, отчаянье

ABC-модель когнитивной терапии

Когнитивные ошибки

автоматических мыслей указывает на когнитивные ошибки – стереотипные искажения в восприятии и интерпретации событий

  1. Максимализм – оценка событий, людей и поступков в двух крайностях, отсекая промежутки и компромиссы
  2. Надумывание – избыточное обобщение, вывод на недостаточных основаниях
  3. Катастрофизация – предсказание будущего в наиболее худшем исходе, без учёта других вариантов
  4. Должествование – жесткие ожидания и стандарты, выход за рамки которых воспринимается как ошибка
  5. Оярлычивание – наделение себя и других глобальными характеристиками, которые включают в себя изначально отсутствующие характеристики
  6. Предсказание – уверенность в знании того, как мыслят другие люди
  7. Фильтрация – избирательность восприятия и обращение внимания только на подтверждающее текущую точку зрения

Развитие Когнитивной Терапии

Расширенный ABC-анализ

  1. Активирующим событием для реакции может быть не только нечто снаружи, но и сами наши внутренние реакции. То как мы отреагировали становится стимулом для дальнейших реакций. Наши эмоции, чувства, мысли – так же могут быть активаторами фильтруемые когнитивными процессами. Например, мы можем переживать не только по из-за конфликта в семье, но и из-за того что не можем просто успокоиться после конфликта или из-за того, какие идеи лезут в голову.
  2. Когнитивные процессы фильтрующие восприятие и выбор реакции разделились на множество уровней. Кроме автоматических мыслей и глубинных убеждений появились промежуточные убеждения, когнитивные схемы, мета-когниции, когнитивные искажения. Разные ветви когнитивной психотерапии направлены на работу с разными уровнями
  3. Реакцией на событие могут быть эмоции, поведение, чувства, физиологические ощущения и мысли

Направления когнитивной терапии

Когнитивная терапия развивается и сегодня. В ней существует много направлений работающих с разными когнитивными процессами

  1. Когнитивно-поведенческая терапия – к когнитивной терапии добавились техники десенсебилизации, экспозиции и обучение навыкам
  2. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия – тоже самое что и КПТ, но базирующиеся на трудах Альберта Эллиса
  3. Схема-терапия – развитие КПТ включающее в себя ещё и техники гештальта и трансактного анализа. Делает упор на диагностику и коррекцию дисфункциональных схем с заменой на адаптивные схемы.
  4. Когнитивная терапия основанная на осознанности – внимание уделяется не на оспариванию мыслей, а на ослабление их влияния на эмоции и поведение через медитативные техники
  5. Мета-когнитивная терапия – фокусируется не на содержании мыслей, а на самом процессе мышления и ослаблении реакции на внутренние стимулы
  6. Терапия реальностью – фокусируется на развитии ответственности, социальную адаптацию и реализацию долгосрочных целей
  7. Терапия модификации когнитивных искажений (Cognitive Bias Modification Therapy) – с помощью программного обеспечения помогает корректировать предвзятость и избирательность мышления
  8. Когнитивная терапия при деменциях (Cognitive Retention Therapy) – улучшение способностей запоминания с помощью когнитивного тренинга, например упражнений включающие в себя все органы чувств

Общая структура когнитивной терапии

  1. Вводная часть. До клиента доводится понимание влияния мыслей на эмоции. Клиент обучается замечать и осознавать автоматические мысли
  2. Анализ проблемы. Проблема разбирается на ABC – исследуются активаторы, которые запускают эмоции.

    Отлавливаются автоматические мысли, которые связывают активатор с эмоцией.

  3. Выявление убеждений и ошибок мышления. Исследуются общие закономерности в автоматических мыслях и глубинные убеждения.
  4. Реструктуризация мыслей и убеждений.

    Процедуры по проверке и изменению выявленных стереотипов мышления. Убеждения подвергаются экспериментальной проверке, интерпретирующим мыслям ищутся альтернативные объяснения, рассматриваются все плюсы и минусы мышления таким образом.

Подписывайтесь на канал “Психология и всё такое

Нисходящая стрелка

  1. у листка пишем дезадаптивную мысль
  2. Под мыслью пишем: Если бы это было правдой, как бы оно на тебе сказалось? Что это бы означало для тебя? Для других? Для мира? И что тогда?
  3. Полученный ответ записываем под вопросом
  4. С полученными ответами повторяем процедуру 2-3 до выявления самого глубинного убеждения стоящего за мыслью

За и против

  1. Выписываем все плюсы и минусы мышления сквозь выявленное убеждение.
  2. Возле каждого плюса и минуса пишем значимость по 10-бальной шкале.
  3. Полученные баллы со стороны плюсов и минусов складываем, получая обобщённые последствия мышления этим убеждением

Эксперимент

  1. Ищем способ проверить эмпирическую достоверность суждения: измерить, спросить, посчитать вероятность исходов, найти научные факты, просто попробовать
  2. Проверяем
  3. Делаем вывод

Например

Основательность убеждения “у меня никогда не будет девушки, просто потому что мужчин больше, чем женщин” можно проверить следующим образом:

  1. Через официальные демографические данные по населенному пункту
  2. По количеству зарегистрированных в ВКонтакте мужского и женского пола по городу
  3. Подсчитав соотношение процента одиноких парней и одиноких девушек среди своих знакомых
  4. Просто посчитать сколько за один час в ближайший торговый центр зайдет парней и сколько девушек

Сократический диалог

Для расширения объективного взгляда на ситуацию задайтесь следующими вопросами по отношению к дисфункциональным мыслям

  1. Какие доказательства истинности?
  2. Есть ли исключения? В чём можно усомниться?
  3. Что доказывает противоположное?
  4. Они основываются на фактах или чувствах?
  5. Я обращаю внимание на все факты, или только на те, что подтверждают мою точку зрения? Почему да? Почему нет?
  6. Не преувеличиваю ли я? Почему да? Почему нет?
  7. Не упираюсь ли я в крайности?
  8. Надежён ли автор суждения? Почему да? Почему нет?
  9. Могут ли доказательства истолкованы иначе? Почему да? Почему нет?
  10. На каких допущениях основано доказательство?
  11. Как бы на эту ситуацию взглянули другие люди? Почему?
  12. Что самое лучшее может произойти? Что самое худшее? Какой исход самый вероятный?

ABCDE

Activators > Beliefs > Consequences > Disputation > Energization

Активаторы > Верования > Следствия > Диспут > Эффект

Стандартная техника изменения эмоций через изменение способа объяснения. Побочным эффектом приучает к самонаблюдению и уходу от черно-белого мышления с помощью шкалирования

Скачать шаблон для печати можно на канале “Психология и всё такое”

Более подробно о том, как проходит когнитивная терапия при депрессии, я рассказываю в этой лекции:

(1 5,00 из 5)

Источник: https://iyaroslav.ru/cognitive-therapy-beck/

Как выйти из депрессии: Когнитивная терапия Аарона Бека

Этапы когнитивно бихевиоральной терапии. Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. О причинах, симптомах депрессии и возможных способах избавления от нее – читайте далее.

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений  отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии. Определение понятия когниция – это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить.

Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

идея когнитивной психокоррекции

идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения.

Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной.

В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Личность  по А. Беку  формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение).

Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими.

Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В “когнитивную триаду депрессии” входят:

– негативное представление о себе (“Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник”);

– негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

– нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1.      Персонализация – склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2.      Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности.

Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением.

Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3.      Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4.      Произвольные умозаключения – бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: “Я – плохая мать”.

5.      Сверхгенерализация – неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: “Я всегда все делаю неправильно”. Или после неудачного свидания женщина делает вывод: “Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами”.

6.      Преувеличение (катастрофизация) – преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: “Если эти люди обо мне плохо подумают – это будет просто ужасно!”; “Если я буду на экзамене нервничать – я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят”.

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии

1.      Сведение проблем – идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2.      Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция – это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы.

Неадаптивные когниций носят характер “автоматических мыслей”: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению.

“Автоматические мысли” непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием “коллекционирование автоматических мыслей”. Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3.      Отдаление – процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность  проводить границу между мнением, которое надо обосновать (“я считаю, что…”) и неопровержимым фактом (“я знаю, что…”).

Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов.

В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4.      Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы).

Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий.

Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными – обобщенными, менее персонифицированными – связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров:опасности – безопасности и боли – удовольствия.

  • Ось опасности – безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском.

Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска.  

Например, человек, руководствующийся правилом “Будет ужасно, если я окажусь не на высоте”, испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия “быть на высоте”, и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности – безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией.

Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

  • Правила, центрированные вокруг оси боли – удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим.

Например, человек, следующий правилу “Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым”, обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила.

После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер.

Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: “Немытые овощи канцерогенны”).

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: “После развода все будет по-другому”).

3. Поведенческие оценки (например: “Так как я заикаюсь, никто меня не слушает”).

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: “При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине”, “У меня нет больше надежды”).

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: “Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа”).

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: “Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым”).

5.      Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6.      Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/kak-vyyti-iz-depressii-kognitivnaya-terapiya-aarona-beka

Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии Аарона Бека

Этапы когнитивно бихевиоральной терапии. Когнитивно-бихевиоральный подход к терапии аарона бека

Депрессия, повышенная тревожность, фобии и другие расстройства психики достаточно трудно вылечить традиционными методами навсегда.

Медикаментозное лечение снимает только симптомы, не позволяя человеку стать психически здоровым полностью. Психоанализ может принести эффект, но для получения устойчивого результата понадобятся годы (от 5 до 10).

Когнитивно-бихевиоральное направление в терапии является молодым, но реально работающим на исцеление видом психотерапии. Она позволяет людям за короткое время (до 1 года) избавиться от уныния и стрессов, заменив разрушающие модели мышления и поведения на конструктивные.

Что такое когнитивное развитие человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

Когнитивные методы в психотерапии работают с моделью мышления пациента.

Цель когнитивной терапии — осознание и коррекция деструктивных паттернов (мысленных схем).

Результатом лечения является полная или частичная (по желанию больного) личностная и общественная адаптация человека.

Люди, сталкиваясь с непривычными или тягостными для себя событиями в разные периоды жизни, зачастую реагируют негативно, создавая напряжение в теле и центрах мозга, ответственных за прием и обработку информации. В кровь при этом выбрасываются гормоны, причиняющие страдание и душевную боль.

https://www.youtube.com/watch?v=CrKrOdAjuS8\u0026list=PLO-v19biTL7YV9KFGwk9nBh7mflouXdH4

В дальнейшем подобная схема мышления закрепляется повторением ситуаций, что приводит к нарушению психики. Человек перестает жить в мире с самим собой и окружающим миром, создавая сам себе собственный ад.

Когнитивная терапия учит более спокойно и расслабленно реагировать на неизбежные перемены в жизни, переводя их в позитивное русло созидательными и спокойными мыслями.

Преимущество метода — работа в настоящем времени, не зацикливаясь на:

  • событиях в прошлом;
  • влиянии родителей и других близких людей;
  • чувстве вины и сожаления об утраченных возможностях.

Когнитивная терапия позволяет взять судьбу в свои руки, освобождаясь от пагубных зависимостей и нежелательного влияния окружающих.

Для успешного лечения желательно этот метод сочетать с бихевиоральным, то есть поведенческим.

Что такое когнитивная терапия и как она работает? Узнайте об этом из видео:

Для чего нужен тест на когнитивные способности? Читайте об этом здесь.

Когнитивно-поведенческий подход

Когнитивно-бихевиоральная терапия работает с пациентом комплексно, сочетая создание конструктивных мысленных установок с новыми поведенческими реакциями и привычками.

Это означает, что каждая новая мысленная установка должна быть подкреплена конкретным действием.

Также этот подход позволяет выявить разрушающие схемы поведения, заменяя их на здоровые или безопасные для организма.

Когнитивную, поведенческую и комбинированную терапию можно применять как под контролем специалиста, так и самостоятельно. Но все же в самом начале пути желательно проконсультироваться с профессионалом для выработки правильной стратегии лечения.

Сферы применения

Когнитивный подход можно применять всем людям, которые чувствуют себя несчастными, неуспешными, непривлекательными, неуверенными в себе и пр.

Приступ самоистязания может случиться с каждым. Когнитивная терапия в этом случае может выявить модель мышления, которая послужила пусковой кнопкой для создания плохого настроения, заменив ее на здоровую.

Также этот подход применяют для лечения следующих расстройств психики:

  • депрессии;
  • склонности к суициду;
  • панических атак, тревожности, мнительности;
  • различного рода зависимостей, в том числе и алкогольной;
  • социофобии (страха общения с людьми);
  • беспричинных страхов;
  • пищевых нарушений (анорексии, булимии);
  • синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • маниакально-депрессивного психоза;
  • антисоциальной модели поведения (ложь, клептомания, садизм).

Когнитивная терапия может убрать трудности в отношениях с родными и близкими, а также научить устанавливать и поддерживать новые связи, в том числе и с противоположным полом.

Что изучает наука когнитивистика? Ответ узнайте прямо сейчас.

Мнение Аарона Бека

Американский психотерапевт Аарон Темкин Бек (профессор психиатрии университета в Пенсильвании) является автором когнитивной психотерапии. Он специализируется на лечении депрессивных состояний, в том числе и со склонностью к суициду.

За основу подхода А.Т. Бек взял термин «когниция» (процесс обработки информации сознанием).

Решающим фактором когнитивной терапии является правильная переработка информации, в результате которой у человека закрепляется адекватная программа поведения.

Пациент в процессе лечения по Беку должен изменить взгляд на себя, свою жизненную ситуацию и задачи. При этом необходимо пройти три этапа:

  • признать свое право на ошибку;
  • отказаться от ошибочных идей и мировоззрений;
  • исправить мыслительные схемы (заменить неадекватные на адекватные).

А.Т. Бек считает, что только исправление ошибочных схем мышления может создать жизнь с более высоким уровнем самореализации.

https://www.youtube.com/watch?v=U97YyOlSJpg\u0026list=PLO-v19biTL7YV9KFGwk9nBh7mflouXdH4

Создатель когнитивной терапии сам эффективно применил ее техники по отношению к себе, когда после успешного излечения больных у него значительно снизился уровень дохода.

Больные быстро выздоравливали без рецидивов, возвращаясь к здоровой и счастливой жизни, что неблагоприятно сказывалось на состоянии счета врача в банке.

После анализа мышления и его коррекции ситуация изменилась к лучшему. Когнитивная терапия внезапно вошла в моду, а ее создателю предложили написать серию книг для широкого круга пользователей.

Аарон Бек: цели и задачи когнитивной психотерапии. Практические примеры в этом ролике:

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Перед лечением рекомендуется составить список проблем (мишеней) в порядке убывания значимости для пациента, а также выявить автоматические деструктивные мысли.

После этой работы применяют методы, техники и упражнения когнитивно-бихевиоральной терапии, которые вызывают позитивные изменения в жизни человека.

Методы

Методами в психотерапии называют способы достижения поставленной цели.

В когнитивно-поведенческом подходе к ним относятся:

  1. Удаление (стирание) разрушающих судьбу мыслей («У меня ничего не получится», «Я — неудачник» и др.).
  2. Создание адекватного мировоззрения («Я сделаю это. Если не получится, то это не конец света» и пр.).

При создании новых мыслеформ необходимо реально смотреть на проблемы. Это значит, что они могут решиться не так как планировалось. Подобный факт тоже следует заранее спокойно принять.

  1. Пересмотр болезненного прошлого опыта и оценка адекватности его восприятия.
  2. Закрепление новых мыслеформ действиями (практика общения с людьми для социопата, полноценное питание — для анорексика и т.д.).

Методы рассматриваемого вида терапии применяются для решения реальных проблем в настоящем времени. Экскурс в прошлое бывает необходим только для создания адекватной оценки ситуации с целью создания здоровой модели мышления и поведения.

Более подробно о методах когнитивно-бихевиоральной терапии можно прочитать в книге Э. Чессер, В. Мейер «Методы поведенческой терапии».

Техники

Отличительной особенностью когнитивно-бихевиоральной терапии является необходимость активного участия пациента в своем исцелении.

Больной должен понять, что его страдания создают неправильные мысли и поведенческие реакции. Стать счастливым возможно, заменяя их на адекватные мыслеформы. Для этого необходимо выполнять следующий ряд техник.

О том, что такое когнитивная сфера личности, вы можете узнать из нашей статьи.

Дневник

Ведение дневника, в котором рекомендуется записывать все негативные мысли, причину их появления.

Эта техника позволит отследить наиболее часто повторяющиеся фразы, создающие в жизни проблемы.

  1. Выявление и записывание деструктивных мыслей при решении любой проблемы или задачи.
  2. Проверка деструктивной установки конкретным действием.

Например, если пациент утверждает, что «у него ничего не получится», то он должен сделать то, что умеет и записать это в дневнике. На следующий день рекомендуется выполнить более сложное действие.

Зачем вести дневник? Узнайте из видео:

Катарсис

В этом случае больному необходимо разрешить себе проявление чувств, которые он себе раньше запрещал, считая их плохими или недостойными.

Например, поплакать, проявить агрессию (по отношению к подушке, матрасу) и пр.

Визуализация

Представить, что проблема уже решена и запомнить эмоции, которые появились при этом.

Детально техники описываемого подхода разбираются в книгах:

  1. Джудит Бек «Когнитивная терапия. Полное руководство»
  2. Райан Мак Маллин «Практикум по когнитивной терапии»

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии:

Когнитивный диссонанс — что это простыми словами? Определение есть на нашем сайте.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Для коррекции своего мышления, поведения и решения проблем, которые кажутся неразрешимыми не обязательно сразу обращаться к профессионалу. Сначала можно попробовать выполнить следующие упражнения:

  1. Лист бумаги разделить на две колонки. В верхней части левой нарисовать знак «-», а в верхней части правой — «+». Затем в колонке с минусом написать все свои черты характера и проблемы, от которых нужно избавиться, а в правой — конструктивные мысли и пожелания. Например, слева — лень, справа — энтузиазм или вдохновение.

    После создания списка левую часть отрезают и сжигают (рвут на мелкие кусочки), а правую сохраняют. Упражнение повторяют раз в десять дней. Позитивные изменения начинаются через 20 дней.

  2. «Улыбка». Каждое утро и каждый вечер на 30-40 мин. «надевать» на лицо улыбку, независимо от самочувствия и рода деятельности. При этом не нужно себя принуждать к счастью, излучению любви и т. д. задача — слегка приподнять уголки рта в улыбке (при желании можно сильнее). Упражнение делают не менее 40 дней подряд.
  3. Оно оказывает удивительное действие на настроение, постепенно, день за днем поднимая его.

  4. «Кнут». В этом случае рекомендуется при отслеживании деструктивных мыслей сделать себе больно. С этой целью можно носить специальный резиновый браслет, оттягивая его и отпуская его на руке, создавая болевой эффект. Также можно надавить ногтем на подушечку пальца. Это упражнение не рекомендуется людям, пережившим насилие и травмы. Его желательно сочетать с упражнением «Улыбка».
  5. «Пряник». При выполнении этого упражнения нужно поощрять себя за каждую конструктивную мысль. «Премию» можно выдавать себе вкусовыми (фрукт, конфета), тактильными (массаж, ароматическая ванна), денежными или другими эквивалентами. задача при этом — получение удовольствия для закрепления адекватной программы.
  6. «Лягушка». Название упражнения пошло от английской пословицы — «начни утро с лягушки». Это означает, что каждый трудовой день нужно начать с выполнения одного неприятного дела, которое давно откладывалось. Главное при этом — не переусердствовать (дело должно быть одно), но и не пропускать, отговариваясь тем, что завтра будет две «лягушки». Упражнение требует большой самодисциплины и самоконтроля, так как при выполнении необходимо отслеживать разрушающие мыслеформы, заменяя их на адекватные.
  7. «Стоп». Это упражнение можно выполнять в течение всего дня, говоря себе «стоп» при отслеживании негативных мыслей. При всей своей простоте упражнение весьма эффективно. Оно резко прекращает негативную словомешалку. Усилие требуется при запуске конструктивного потока мыслей.

Очень подробно упражнения рассмотрены в книге С. Харитонова «Руководство по когнитивно-поведенческой терапии».

Также при лечении депрессий и других расстройств психики желательно освоить несколько упражнений на расслабление, используя для этого техники аутотренинга и дыхательную гимнастику.

Дополнительная литература

Когнитивно-поведенческая терапия — молодой и очень интересный подход не только для лечения расстройств психики, но и для создания счастливой жизни в любом возрасте, независимо от уровня благосостояния и социальной успешности. Для более углубленного изучения или обучения самостоятельно рекомендуются книги:

  • Джон Роберт Андерсон «Когнитивная психология»
  • Хрестоматия «Горизонты когнитивной психологии»
  • Д. Канеман, П. Славик, А. Тверски «Принятие решений в неопределенности. Правила и предубеждения»

Когнитивно-бихевиоральная терапия основывается на коррекции мировоззрения, которое представляет собой ряд убеждений (мыслей). Для успешного лечения важно признать неправильность сформировавшейся модели мышления и заменить ее на более адекватную.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/kognitivno-bihevioralnaya-terapiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.