? Фонетическая ритмика.

Что такое фонетическая ритмика?

? Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика была разработана для развития произношения у слабослышащих детей. В настоящее время этой техникой широко пользуются логопеды, работающие с детьми, не имеющими отклонения слуха.

Depositphotos

Эта технология позволяет активно развивать речевые навыки: правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время данных логопедических упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами.

Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с ого аппарата.

Этот метод очень эффективен даже при работе с неговорящими детьми, с детьми, страдающими дислалией, с нарушением фонематического слуха.

  • Суть метода заключается в том, что произнесение или восприятие звуков сочетаются с двигательной активностью.

Работа над звуками идет следующим образом…

Занятия напоминают обычную гимнастику, сочетающуюся с произнесением звуков. Ребенок встает в исходное положение (И.п.), потом производит некие движения, сопровождая их определенным звуком.

Различают три вида исходного положения:Основное. Используется для всех звуков, исключая И, К, Л, Р.

Для звуков И, К, Л. Для звука Р.

  • Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
  • Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне плеч, локти подняты.
  • Стоя, руки вытянуты вперед на уровне груди.

Гласные звуки

Звук А И. п. 1. Вдох, руки вверх, в стороны, одновременно протяжное произнесение А-А-А. Звук ОИ. п. 1. Вдох, разведение с напряжением рук в стороны. Одновременно протяжное произнесение О-О-О. Звук У И. п. 1.

Вдох, движение с силой рук вперед, перед собой, с одновременным произнесением У-У-У. Звук Ы И. п. 1. На выдохе резко выбросить правую, затем левую руки вперед, в стороны, с одновременным произнесением «ты». Звук Э И. п. 1. Вдох, руки вперед, в стороны. Произносим долгое Э-Э-Э.

Звук И И. п. 2. Вдох, долго, медленно поднимаем руки вверх, произнося И-И-И.

Согласные звуки, движения

П. Выбрасывание с силой руки поочередно в стороны. Одновременное произнесение ПА. Т. Резкие движения руками вниз с произнесением ТА. К. Резко прижимаем локти к туловищу и произносим КА. Б, Д. Наклон вперед, опускаем руки, расслабляемся и произносим БА или ДА. Г. Запрокидываем голову назад и произносим ГА.

С. Поднимаем руки ко рту и опускаем их вниз, произнося С-С-С. Ш. Поднимаем руки вверх, качаемся, слегка отклоняя корпус в стороны, и произносим Ш-Ш-Ш. Ф. Подносим ко рту сжатые кулаки. Резко разжимаем руки и произносим Ф-Ф-Ф. Х. Опускаем ладони на диафрагму, слегка наклоняем корпус вперед и медленно произносим: Х-Х-Х-а.

З. Делаем кистями круги в воздухе и произносим З-З-З. Ж. Руки двигаются словно волна. Произносим Ж-Ж-Ж. В. Подносим раскрытые ладони ко рту, потом медленно отодвигаем в стороны поочередно. Произносим В-В-В. Ц. Подносим ко рту ладонь, собранную в щепоть. Резко выпрямляем пальцы. Произносим Ц-Ц-С-С. Ч.

Резкий поворот кистей то правой, то левой рукой от себя с одновременным произнесением Ч. Произносим сильно, кратко. М, Н. Зажимаем крылья носа ладонями, потом медленно отводим руки в стороны и произносим М-М-М или Н-Н-Н. Л. Вращаем руки перед собой с одновременным произнесением Л-Л-Л. Р. Имитируем вибрацию всем телом, произнося Р-Р-Р.

Длительное произнесение звука.

Не стоит выполнять сразу весь комплекс этих полезных упражнений. На одном занятии отрабатываем один или несколько звуков, а затем переходим к играм, стимулирующим речевое дыхание, темп, выразительность речи. Произнеси А, как:

  • плачущий ребенок;
  • поющая девочка;
  • испугавшийся малыш;
  • когда просишь повторить, ты не услышал;
  • когда тебе стало ясно.

Игра «Тихо-громко». Игра на формирование силы голоса. Игры-имитации. Пианино. Ударяем по столу, подражая игре на пианино. «Играем» тихо и медленно. А-А-А. А теперь громко и быстро: А-А-А. Высокие ноты произносим с повышением голоса, низкие — с понижением. Стук в дверь. Сначала тихо и редко, потом громче и чаще, приговаривая: так-так-так.

Упражнения на дыхание

Вдыхаем через нос и произносим медленно на выдохе: С-Ш; Ш-С; С-Ш. Тренируем удлиненный выдох. Произносим слоги с одной гласной и разными согласными:

  • ма;
  • ма — мо;
  • ма — мо — му
  • ма — мо — му — ми.

Для этой же цели считаем от 1 до 10, числа произносят на одном выдохе:

  • 1, 2, 3…
  • 1, 2, 3, 4…
  • 1, 2, 3, 4, 5…

Проговаривание текста с движениями

Движения имитируют бросок мяча после каждой фразы: Сказала тетя: — Фи, футбол! Сказала мама: — Фу, футбол! Сестра сказала: — Ну, футбол!

А я ответил: — Во! Футбол! Метод фонетической ритмики помогает справиться с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста. В легкой, занимательной форме ребенок научится различать фонемы, распознавать и воспроизводить структуру речи, интонацию, приобретет необходимые навыки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/225419268

Альманах педагога | Фонетическая ритмика – как коррекционно-оздоровительная технология в работе с детьми с нарушением слуха

? Фонетическая ритмика.

Исакова Валентина Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МК ДОУ “Детский сад №222”
Населённый пункт: г.

Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фонетическая ритмика – как коррекционно-оздоровительная технология в работе с детьми с нарушением слуха
18.09.

2017
Раздел: дошкольное образование

Фонетическая ритмика – как коррекционно-оздоровительная

технология в работе с детьми с нарушением слуха

Для устной речи многих глухих и слабослышащих детей характерны

как дефекты в воспроизведении ряда звуков, так и в нарушении ритмико-

интонационной её стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в мою работу по

формированию произношения и играет существенную роль в коррекции

речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста и в развитии

у них естественности движений.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в

которых различные движения (рук, ног, головы, корпуса) сочетаются с

произношением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов,

фраз).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между

развитием движений и формированием произношения. Совокупность

движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и

монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.

Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при

выполнении ритмических движений телом оказывают положительное

влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цели занятий фонетической ритмики:

– соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с

развитием общей моторики;

– способствовать формированию у детей естественной речи, с

выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе

перехода от общей моторики к речедвигательной;

– развивать слуховое восприятие (а у глухих – совершенствовать

навыки чтения с губ) и использовать его в ходе формирования и

коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь на занятиях

по фонетической ритмике направлены на:

а) нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитности

речи;

б) формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя

нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

в) правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно,

в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

г) воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

д) восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

е) умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными

средствами.

У детей с недостатками слуха и речи мышцы тела очень напряжены.

Поэтому каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия

напряжения: дети стоят, ходят, бегают, прыгают, сидят. Двигательные

упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа

произношения и обязательны на каждом моем занятии.

Характер этих движений также различен: упражнения при работе

над речевым дыханием и слитностью речи характеризуются плавными

движениями, при работе над ритмом и темпом речи, голосом и

интонацией движения детей носят естественный характер.

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не

выучиваются, они повторяются синхронно со мной, несколько раз (2-5

каждое), по мере запоминания количество движений уменьшается.

Движение выполняет свою функцию полностью тогда, когда слово, слог,

звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось

движение. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это

средство для достижения цели, которой является формирование речи или

её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно

оформленная речь без движений. Для решения этой задачи я использую

подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и

максимально – их слуховое восприятие.

На занятиях по фонетической ритмике обязательно используются

индивидуальные слуховые аппараты, которые обеспечивают свободу

передвижения детей и хорошее качество звучания.

Инструкции и вообще весь речевой материал предъявляю детям

слухо – зрительно. Использую речевой материал знакомый детям и

доступный им в лексическом отношении, отвечающий фонетическим

задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в

сопровождении движений, занимает часть занятия по ФР. Остальное

время отвожу для закрепления этого материала поэтапно: сначала с

движениями, затем без них.

Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных

навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи.

Во время занятий дети стоят со мной по кругу, хорошо видят меня и

синхронно проговаривают весь речевой материал.

Те элементы, которые не получаются у ребенка на занятии,

отрабатываю (переношу) на индивидуальные занятия. По

продолжительности занятие не превышает 30 минут, в зависимости от

возраста детей, их дефектов, утомляемости. Систематически занятия по

фонетической ритмике начинаются со 2-го года пребывания ребенка в

детском саду и продолжаются 4 года, до подготовительной группы.

Конспект фронтального занятия по фонетической

ритмике в средней группе

ТЕМА: Звуки «М – П» в слогах, звук «Т» в словах. Темп ( быстро –

медленно), сила голоса ( тихо-громко). Эмоции.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формировать у детей умение изменять силу

голоса – проговаривать речевой материал тихо-громко, быстро –

медленно, правильно воспроизводить звуки и их сочетания

изолированно, в слогах, словах, учить детей выражать свои эмоции

https://www.youtube.com/watch?v=xAJZvgA0Wpk\u0026list=PLwtCd1VM5h28lJiF3KOrd-HGYqF6UNwqt

разными средствами. Учить правильному дыханию, слитному

произношению на выдохе, учить контролировать свое произношение,

воспитывать положительные эмоции.

СЛОВАРЬ: привет, будем заниматься, говорить, мама, я, мишка,

большой, маленький, мяч, девочка, мальчик, улыбается, больно,

удивляется, мы занимались, пока.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблички, картинки на эмоции – удивление,

боль, радость, игрушечные медведи – большой и маленький, мяч,

полоски бумаги на поддувание.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Привет, будем заниматься, говорить. ( Дети стоят по кругу).

2. а) Дыхательные упражнения: рука на диафрагме, вдох носом, а

выдох через рот.

б) Фонационные упражнения:

вдох , на выдохе проговариваем-______Ф_____Ф_____Ф___

(дуем на полоски бумаги)

вдох, на выдохе – Ф_______________________________

в) Речевое дыхание: руки внизу, медленно поднимаем их и делаем

вдох, на выдохе опускаем руки вниз и говорим:

ПА______________________________

с движениями рук проговариваем – А_____О_____У_____И_____

3. МА____МО____МУ____МИ____

Все дети по очереди спрашивают: Где мама? ( разводят руки)

Проговаривание – МАМА ТАМ (показ рукой за окно), Я ТУТ (показ

руками перед собой), все вместе и по очереди.

ПА____ПО____ПУ____ПИ____

ПА____________ АП__АП__(прыжки на двух ногах на месте,

руки на поясе)

ПО_____________ ОП__ОП__(прыжки на двух ногах влево-

вправо)

проговаривание слова «МЯЧ» и кидаем его с проговариванием

слогов: ОП, ОП, ОП

4. Сила голоса – тихо – громко: а) дети идут в круг на цыпочках и

говорят тихо « па, па, па, па», а из круга назад громко топают ногами и

говорят « ПА, ПА, ПА, ПА!»

б) стоя по кругу, проговариваем: топ, топ, топ – тихо топая ногами,

ТОП, ТОП, ТОП! громко топая ногами.

в) хлопаем в ладоши тихо – громко и говорим: хлоп, хлоп, хлоп,

ХЛОП, ХЛОП, ХЛОП!

г) Показ игрушки – медведя и проговаривание: « Это мишка.

Мишка большой и мишка маленький». Беру большого мишку и иду с

детьми по кругу и говорю громко: ТОП, ТОП, ТОП, дети тоже

проговаривают. Беру маленького мишку иду по кругу и говорю тихо:

топ, топ, топ.

Даю детям по очереди игрушку, они идут, подражая движениям и

«голосу» своего героя.

5.Интонация. Показ картинок с лицами детей и проговаривание с

выражением, с движениями рук в стороны – А______улыбаемся (девочка

улыбается)

О_____О____О__ ( болит ухо) прикладываем руку к

уху, качаем головой

У______ удивление (смотрим вниз, на пол, показываем пальцем)

Все движения выполняются детьми вместе и по одному.

6. Итог занятия. Мы занимались, говорили. Молодцы. Пока,

идите.

Звуковые подражания в играх и упражнениях

В подражательных играх детей уже с самого начала можно

обнаружить элементы драматизации. Подражание используется ребенком

на протяжении всего дошкольного детства и является для ребенка не

только внешним телесным действием, а отражением потребности в

освоении окружающего мира. Народная педагогика выработала

прекрасные механизмы превращения движений ребенка в игру: игры в

«Сороку», «Ладушки» хороши тем, что они не требуют от детей никакой

специальной подготовки, материалов, при этом обладают удивительными

свойствами: с одной стороны – это свободная импровизация, с другой –

следование примеру взрослых, т.е. подражание.

Первые подражательные действия ребенок выполняет механически,

не пытаясь изменить, повторяя по несколько раз, тем не менее, во время

игры не теряет интереса, все более активно участвует в ней,

вслушиваясь в слова, их ритм, затем движения начинают приобретать

осмысленность.

Тематика и содержание упражнений, игр – инсценировок отражают

понятные, близкие детям явления окружающей действительности,

раскрывают знакомые образы животных, птиц, действия человека.

https://www.youtube.com/watch?v=74H8VsvU2YA\u0026list=PLwtCd1VM5h28lJiF3KOrd-HGYqF6UNwqt

Первые игры и упражнения на подражание направлены на освоение

выразительных жестов, движений через многократное повторение

действий. Ребенок учится понимать мотив действий, поведение

определенного персонажа.

Детям дается примерный образец и предлагается двигаться в

соответствии с характером образа (птички летают, зайка прыгает и т.д.)

Очень важным и полезным приемом является объединение слова и

движения, так ребенок точнее передает характер игрового образа,

исчезает скованность, движения становятся свободными, появляется

уверенность. Дети с удовольствием сопровождают движения звуками:

поезд едет – ЧУХ-ЧУХ

лошадка скачет – ИГО-ГО-ГО

мышка – ПИ-ПИ-ПИ и т.д.

В своей работе я часто использую игры, которые детям очень

нравятся: движения с проговариванием звуков, слогов. По показу

картинки все вместе выполняем движения и проговариваем звуки, слоги:

«Хлопушка» – ХЛОП, ХЛОП!

«Корова» – МУ-МУ!

«Дождь» – КАП-КАП!

У__У__У! ЗЗЗЗЗЗ ЖЖЖЖ Тук_Тук ЧЧЧЧЧ

Для работы над дыханием использую проговаривание стишков

с движениями:

Зайке холодно в лесочке, греет лапки под кусточком (ладони перед собой

и все дуем на них, как бы согревая)

Медвежонок потянулся, (движения соответственные)

раз нагнулся, два нагнулся. ( делаем наклоны)

Лапы за спину завел, (руки за спину)

повернулся и пошел. (идем по кругу)

он пошел налегке

ловить рыбу на реке.

Ее ловит ловко, (делаем движения, будто ловим рыбу)

есть у него сноровка!

Для коротких и частых вдохов:

Лисонька – лиса, след зайца взяла,

носиком повела, по следу пошла: прислушивается, принюхивается!

(делаем вдохи носом короткие и частые)

Взялись зайцы за бока, (руки в бок)

Заплясали гопака. (делаем движения с приседанием)

Прилетали утки, заиграли в дудки. (руками движения, как крыльями

Ах, какая красота! и играем на дудке)

Заиграли в дудки.

Медвежонок наш простужен, (идем по кругу, взявшись за руки)

Мед ему сегодня нужен. (один ребенок стоит в середине круга)

Мед ему дадим на ужин, (остановились и протягиваем руки к нему,

потому, что мы с ним дружим. сложив ладони «ковшиком»)

Серый зайка умывается, видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, (умываемся)

вымыл ухо, вытер сухо. (моем уши)

Все эти подражательные игры имеют большое значение для развития

мелкой и крупной моторики, наблюдательности у детей с нарушением

слуха, учат запоминать не только движения, но и звуки, слоги, слова,

стишки и проговаривать их.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17447

Фонетическая ритмика в работе с детьми с нарушенным слухом раннего возраста (до 3 лет)

? Фонетическая ритмика.

В формировании произносительной стороны устной речи у детей раннего возраста с нарушенным слухом, в том числе и после операции кохлеарной имплантации, важное место занимает речевая (фонетическая) ритмика, эффективность которой доказана многолетней практикой работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Речевая ритмика основана на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз.

Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются и подражание движениям становится более точным, сюда входят не только крупные, но и мелкие движения, в том числе и артикуляционные.

Движения ведут за собой произношение и многие звуки, которые до этого не встречались в речи ребенка, часто появляются благодаря фонетической ритмике.

Фонетическая ритмика используется на разных этапах обучения произношению детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушенным слухом, что зависит от степени нарушения слуха, произносительных и интеллектуальных возможностей ребенка. В данной статье мы описываем движения фонетической ритмики, которые используются на первоначальном этапе работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Упражнения речевой ритмики следует проводить каждый день по 3-5 минут, желательно несколько раз в день. Данные упражнения можно включать в режим дня ребенка, чтобы они стали ожидаемы и привычны для малыша.

В комплекс упражнений речевой ритмики включаются следующие:

  • Обучение отделению слога от ряда слогов;
  • Работа над темпом и громкостью звучаний;
  • Работа над долготой, слитностью, высотой звучаний;
  • Работа над ритмами;
  • Работа над интонационной стороной речи;
  • Работа над слогами, словами и фразами.

Занимаясь с ребеночком дома, родителям желательно учить отличать один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а так же разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит мама (папа и др.

члены семьи), с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал. Материал сначала следует предъявлять слухо-зрительно, затем только на слух.

Обучение отделению слога от ряда слогов

Учим ребенка произносить ряд слогов и один слог. Вначале, как правило, работа ведется на материале слога па.

В дальнейшем, по мере появления в речи ребенка и других звуков, в работу включается новый речевой материал. Могут использоваться самые разнообразные движения, важно, чтобы они передавали характер звука (слога).

При этом движения, предлагаемые на ряд слогов, должны отличаться от движений на один слог, например:

  • сидя на полу, стучать мячом о пол — папапа, вытянуть руки с мячом вперед — па;
  • выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак, произнося пупупу, выбрасывать вперед одну руку — пу;
  • шагать на месте — татата, топнуть ногой — та;
  • подпрыгивать на месте — тотото, прыгнуть вперед – то.

Работа над долготой звучаний

Учим ребенка долгому и краткому произнесению звуков и слогов, предлагаем разнообразные движения;
при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому — резкое, короткое. Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие — быстрыми, короткими, например:

  • укачивать куклу: кукла (ляля) спит — а___ — а___(протяжно);
  •  кукла проснулась и прыгает — а а а (кратко);
  • медленно развести руки в стороны, произнося а___, быстро закрыть лицо руками — а;
  • медленно поднимать округлые руки через стороны вверх и соединить над головой — о___, резко наклониться сначала в одну сторону, затем — в другую — о о;
  • сидя на полу, за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» — у_____ и поворачивать — у.

Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.

Работа над слитностью звучаний

Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у ребенка. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т:

  • стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно);
  • хлопать в ладоши перед грудью — татата, хлопать в ладоши над головой — та та та;
  • покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то__то__то__; топать одной ногой — то то то.

В упражнения включаются и другие появившиеся у ребенка звуки. Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.

Работа над темпом произнесения

Учим ребенка воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов.
Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов па и та:

  • шагать на месте в быстром и медленном темпе, произнося слогосочетание татата в разном темпе;
  • изображать, как кукла (мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.) идет медленно — па___па___па___ (или та___та___та___) и бежит — папапапа (или татата).

Работа над изменением силы голоса

В ходе обучения изменению силы голоса предлагаются различные движения; при этом, чем громче звук, тем больше и амплитуда движения. Могут быть использованы следующие упражнения:

  • «Ляля спит» – ребенок тихо подходит к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке …), произнося тихим голосом папапа; предлагаем разбудить куклу (мишку, зайку …), малыш громко топает, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла (…) просыпается и пляшет;
  • изображать большую собаку, которая лает громко — АФ-АФ-АФ и маленькую собачку, которая лает тихо — аф-аф-аф;
  • изображать легкий ветерок — у___ и сильный ветер — У___ (связав с картинкой и наблюдениями за природой);
  • шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА), удары потише — шагать обычно, произнося ПАПАПА (…) голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо.

Работа над высотой голоса

С того времени, как у ребенка уже вызван голос нормальной высоты, его учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится по возможности ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения:

  • изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно — А-А-А (низкий голос), маленький бежит — а-а-а (высокий голос);
  • изображать большую птицу и маленькую птичку — ПИПИПИ (низкий голос), пипипи (высокий голос).

Работа над ритмами

В начале ребенка учат отделять один слог от ряда слогов, определять количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как ребенок овладевают этими умениями, приступаем к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.

Сначала учим ребенка воспроизводить двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа ТАтата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых ребенок отхлопывает, отстукивает ритмы.

Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный.

Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например:

  • сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог — та, вытягивать руки с мячом вперед — на ударный слог — ТА (воспроизводя дву-трехсложные ритмы);
  • руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; на безударный слог руки резко опустить вниз — па, на ударный — отвести в стороны-вниз — ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов).

В случаях, когда ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, выполняем упражнение вместе с ним, его руками.

Работа над интонационной стороной речи

Побуждаем ребенка имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижениями, естественными жестами, учим обыгрывать повадки различных животных, характерные черты людей, передавать эмоциональные состояния.

Учим ребенка, подражая взрослому, изображать, например:

  • боль — а-а-а, бобо, (позже — больно, болит, у меня болит живот и т.п.);
  • радость — А__, ура! (позже — Мама! Папа! Будем играть! Мама пришла!);
  • вопрос — а? (позже — Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?)

Постоянно разыгрываем разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п.

В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов ребенок изображает, например, — злую большую собаку, ласкового маленького щенка, дедушку, удивленную маму, кипящий чайник, горячий утюг, острый нож и т.п.

Инсценируются доступные сказки: «Теремок», «Варежка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п., каждый персонаж обыгрывается, сопровождается голосом разной силы и высоты.

Вместе с ребенком рассматриваем картинки, эмоционально оценивая изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо; ай-яй-яй, плохо, нельзя», говорим за персонажей.

Олешова Варвара,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»

Литература
1. Шматко Н.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Советский спорт, 2003.

Источник: http://centergovorun.ru/foneticheskaya-ritmika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.