Биография г менделя кратко. Научная деятельность грегора менделя

Грегор Мендель – основоположник генетики

Биография г менделя кратко. Научная деятельность грегора менделя

Мендель был монахом и с огромным удовольствием проводил занятия по математике и физике в школе, находившейся неподалеку. Но ему не удалось пройти государственную аттестацию на должность учителя.

Настоятель монастыря видел его тягу к знаниям и очень высокие способности интеллекта. Он послал его в Венский университет для получений высшего образования. Там Грегор Мендель проучился два года. Он посещал занятия по естественным наукам, математике.

Это помогло ему в дальнейшем сформулировать законы наследования.

Сложные учебные годы

Грегор Мендель был вторым ребенком в семье крестьян, имеющих немецкие и славянские корни. В 1840 году мальчик окончил шесть классов обучения в гимназии, а уже на следующий год поступил в философский класс.

Но в те годы финансовое состояние семьи ухудшилось, и 16-летний Мендель должен был самостоятельно заботиться о собственном пропитании. Это было очень трудно.

Поэтому по окончании обучения в философских классах он стал послушником в монастыре.

Кстати, имя, данное ему при рождении, – Иоганн. Уже в монастыре его стали именовать Грегором.

Поступил он сюда не зря, так как получил покровительство, а также финансовую поддержку, дающую возможность продолжать обучение. В 1847-м его посвятили в сан священника.

В этот период он обучался в теологической школе. Здесь имелась богатая библиотека, что оказывало положительное влияние на обучение.

Монах и преподаватель

Грегор, который еще не знал, что он – будущий основоположник генетики, вел занятия в школе и после провала аттестации попал в университет. После его окончания Мендель вернулся в город Брюнн и продолжил преподавать природоведение и физику. Он вновь попытался пройти аттестацию на должность педагога, но вторая попытка тоже оказалась провальной.

Опыты с горохом

Почему Менделя считают основоположником генетики? С 1856 года он в монастырском саду начал проводить обширные и тщательно продуманные опыты, связанные со скрещиванием растений. На примере гороха он выявлял закономерности наследования различных признаков в потомстве гибридных растений. Спустя семь лет эксперименты были закончены.

А еще через пару лет, в 1865 году, на заседаниях общества естествоиспытателей Брюнна он выступил с докладом о проделанной работе. Через год вышла его статья об опытах над растительными гибридами. Именно благодаря ей были заложены основы генетики как самостоятельной научной дисциплины. Благодаря этому, Мендель – основоположник генетики.

Если раньше ученые не могли все собрать воедино и сформировать принципы, то Грегору это удалось. Им были созданы научные правила исследования и описания гибридов, а также их потомков. Была разработана и применена символьная система для обозначения признаков. Менделем были сформулированы два принципа, благодаря которым можно делать предсказания о наследовании.

Позднее признание

Несмотря на публикацию его статьи, работа имела только один положительный отзыв. Благосклонно отнесся к трудам Менделя немецкий ученый Негели, который тоже изучал гибридизацию.

Но и у него были сомнения насчет того, что законы, которые выявлены лишь на горохе, могут иметь всеобщий характер. Он посоветовал, чтобы Мендель, основоположник генетики, повторил опыты и на других видах растений.

Грегор с этим почтительно согласился.

Он попытался повторить опыты на ястребинке, но результаты были неудачными. И только спустя много лет стало понятно, почему так произошло. Дело было в том, что у этого растения семена образуются без полового размножения.

Также были и другие исключения из тех принципов, которые вывел основоположник генетики. После публикации статей известных ботаников, которые подтвердили исследования Менделя, начиная с 1900 года, произошло признание его работ.

По этой причине именно 1900 год считается годом рождения этой науки.

Все, что открыл Мендель, убеждало его в том, что законы, описанные им при помощи гороха, имеют всеобщий характер. Нужно было только убедить в этом других ученых. Но задача являлась такой же трудной, как и само научное открытие.

А все потому, что знание фактов и их понимание – это совершенно разные вещи. Судьба открытия генетика, то есть 35-летняя задержка между самим открытием и его общественным признанием, – это совсем не парадокс. В науке это вполне нормально.

Спустя век после Менделя, когда генетика уже расцветала, такая же участь постигла и открытия Мак-Клинток, которые не признавались 25 лет.

Наследие

В 1868 году ученый, основоположник генетики Мендель, стал настоятелем в монастыре. Он почти полностью перестал заниматься наукой. В его архивах были найдены заметки по лингвистике, разведению пчел, а также метеорологии. На месте этого монастыря в настоящее время находится музей имени Грегора Менделя. Также в его честь назван специальный научный журнал.

Источник: https://FB.ru/article/266413/gregor-mendel---osnovopolojnik-genetiki

Грегор Мендель – кратко

Биография г менделя кратко. Научная деятельность грегора менделя

Труды ученого монаха, набожного исследователя Грегора Менделя, посвященные вопросам наследственности, не были признаны современниками. Только после смерти его забытые работы вдруг привлекли внимание ученых.

Проведенные опыты подтвердили справедливость выводов Менделя. Он по праву был назван родоначальником нового направления в биологии – «менделизма», ставшего фундаментом генетики. Ознакомимся, кратко, с его биографией.

Тяга к знаниям

22 июля1822 года, в небогатой семье австро-венгерских крестьян Мендель из сельского городка Xейнцендорфа, родился сын. Его назвали Иоганном. Кроме сына в семье было еще два ребенка две девочки, Вероника и Терезия.С раннего детства мальчик проявлял любовь к живой природе.

Он охотно работал в саду и огороде, помогал отцу в разведении пчел. Учился Иоганн в деревенской школе, причем часто пропускал занятия из-за слабого здоровья, после окончил курс гимназии в Троппау (г. Опава).

В 1841 году, в 19 летнем возрасте, он становится учеником философских классов при университете г. Ольмюц (Оломоуц). Спустя два года, он уже является послушником Августинского Брюннского монастыря (Брно, Чехия) и носит другое имя – Иоганн Грегор Мендель.

В 1844 году он стал студентом Брюннского богословского института, где провел 4 года, а в 25 лет принял сан священника.

Священник Грегор испытывал всепоглощающую тягу к знаниям. Многие дисциплины были изучены им самостоятельно. Некоторое время он преподавал физику, математику, греческий язык, заменяя отсутствующих педагогов в одной из школ городка Цнайм.

Он хотел стать преподавателем, но попытка сдать экзамены по геологии и биологии была неудачной.

При содействии настоятеля монастыря, Мендель поступил вольнослушателем в Венский университет, где проучился 4 семестра.

Здесь он получил обширные знания по естественной истории и прекрасную физико-математическую подготовку. Полученные знания физики и математики помогли Менделю впоследствии правильно сформулировать законы наследования.

В 1854 году Мендель вернулся в Брюнн и стал учить детей Брюннской реальной школы физике и естественной истории, не имея, при этом, диплома преподавателя.

Путь к открытию

Имея в своем распоряжении небольшой участок сада при монастыре, молодой ученый продумывает и с 1856 года начинает ставить серию опытов для изучения изменений признаков растений.

Тщательно отобрав сорта гороха, он скрещивает их, пытаясь определить закономерность в наследовании признаков у полученных при скрещивании гибридов.

Подобные исследования по гибридизации растений велись разными учеными и до Менделя, но только он смог выявить закономерность и сформировать основные тезисы наследственности. Эти тезисы вошли в историю как «законы Менделя». Выводы Менделя использовались генетиками почти до конца ХХ века.

Позже наследственность стали изучать основываясь на новых открытиях и применяя физико-химические методы, а не анализируя результаты гибридизации.

Закончив исследования в 1863 году, через 2 года, Мендель представил итог семилетнего труда членам Общества естествоиспытателей г. Брюнна.

При публикации трудов этого Общества, в 1866 году вышла в свет и его статья «Опыты над растительными гибридами». В ней были заложены основы генетики, как отдельной, самостоятельной науки. Вместе публикациями Общества, статья Менделя появилась в 120 научных библиотеках, но не вызвала интереса у известных ботаников того времени.

Его работа получила только один положительный отзыв от профессора ботаники из Мюнхена. Последовав совету профессора, он провел опыты по скрещиванию на других видах растений и даже на пчелах. Но здесь Менделя постигла неудача, причина которой была найдена спустя десятилетия.

Дело в том, что выбранный для опытов вид растения ─ ястребинка, и вид насекомых ─ пчелы, имели особенность в оплодотворении. Пчелы размножаются партеногенезом, так называемым «девственным размножением», а для растений применяется свой термин – апомиксис.

Из-за этих особенностей результат опытов, произведенных на горохе, был отличен от результатов, полученных на ястребинке и пчелах.
Также были установлены некоторые исключения из закона Менделя, которые были поняты и истолкованы уже после смерти ученого.

В 1868 году он избирается в настоятели монастыря, а чуть позже становится аббатом Старобрненского монастыря. С принятием аббатства масштабные научные изыскания Менделя прекратились, сменившись заботами о вверенном ему монастыре.

Признание после смерти

Аббат Мендель оставался на своем посту до конца жизни. Смерть наступила в 1884-м году, на 61 году жизни. Похоронен основатель генетики в г. Брно. На могиле установлен памятник, на котором выбиты слова, сказанные когда-то самим Менделем: «Мое время еще придет».

Существует миф о том, что работы Менделя была совсем неизвестна в кругу ботаников, и что только спустя 35 лет на нее случайно натолкнулись три ученых.

Эта информация неверна, так как примеры из опытов Менделя примерно 15 раз были процитированы в сводках о растительных гибридах 1881 года.

Но широкое признание трудов Менделя произошло в 1900 году, после выхода в свет, почти в одно и то же время, статей трех известных ботаников.

В них были даны результаты собственных опытов этих ученых, полностью подтвердившие тезисы Менделя. Поэтому именно 1900 год был признан годом рождения генетики.

Таким образом, между фактической датой открытия Менделя и его признанием в мировом сообществе ученых произошла задержка в 35 лет.

: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16039-gregor-mendel-kratko.html

Грегор Мендель

Биография г менделя кратко. Научная деятельность грегора менделя

Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя.

Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования.

Трудные годы учения

Иоганн родился вторым ребенком в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения и среднего достатка, у Антона и Розины Мендель. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (ныне г. Оломоуц).

Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании. Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор).

Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии.

Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, опытный садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.

Монах-преподаватель

Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя.

Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.

Опыты над гибридами гороха

С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов.

В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья “Опыты над растительными гибридами”, которая заложила основы генетики как самостоятельной науки.

Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена.

Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь “капризную игру сил наследственности”. Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность.

Смысл или “душа фактов” (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении).

Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.

Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской

и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают.

Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков).

Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК – вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Великие открытия часто признаются не сразу

Хотя труды Общества, где была опубликована статья Менделя, поступили в 120 научных библиотек, а Мендель дополнительно разослал 40 оттисков, его работа имела лишь один благосклонный отклик – от К. Негели, профессора ботаники из Мюнхена.

Негели сам занимался гибридизацией, ввел термин “модификация” и выдвинул умозрительную теорию наследственности. Однако, он усомнился в том, что выявленные на горохе законы имеет всеобщий характер и посоветовал повторить опыты на других видах. Мендель почтительно согласился с этим.

Но его попытка повторить на ястребинке, с которой работал Негели, полученные на горохе результаты оказалась неудачной. Лишь спустя десятилетия стало ясно почему. Семена у ястребинки образуются партеногенетически, без участия полового размножения.

Наблюдались и другие исключения из принципов Менделя, которые нашли истолкование гораздо позднее. В этом частично заключается причина холодного приема его работы. Начиная с 1900, после практически одновременной публикации статей трех ботаников – Х. Де Фриза, К. Корренса и Э.

Чермака-Зейзенегга, независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошел мгновенный взрыв признания его работы. 1900 считается годом рождения генетики.

Вокруг парадоксальной судьбы открытия и переоткрытия законов Менделя создан красивый миф о том, что его работа оставалась совсем неизвестной и на нее лишь случайно и независимо, спустя 35 лет, натолкнулись три переоткрывателя.

На самом деле, работа Менделя цитировалась около 15 раз в сводке о растительных гибридах 1881, о ней знали ботаники. Более того, как выяснилось недавно при анализе рабочих тетрадей К.

Корренса, он еще в 1896 читал статью Менделя и даже сделал ее реферат, но не понял в то время ее глубинного смысла и забыл.

Стиль проведения опытов и изложения результатов в классической статье Менделя делают весьма вероятным предположение, к которому в 1936 пришел английский математический статистик и генетик Р. Э.

Фишер: Мендель сначала интуитивно проник в “душу фактов” и затем спланировал серию многолетних опытов так, чтобы озарившая его идея выявилась наилучшим образом.

Красота и строгость числовых соотношений форм при расщеплении (3:1 или 9:3:3:1), гармония, в которую удалось уложить хаос фактов в области наследственной изменчивости, возможность делать предсказания – все это внутренне убеждало Менделя во всеобщем характере найденных им на горохе законов. Оставалось убедить научное сообщество.

Но эта задача столь же трудна, сколь и само открытие. Ведь знание фактов еще не означает их понимания. Крупное открытие всегда связано с личностным знанием, ощущениями красоты и целостности, основанных на интуитивных и эмоциональных компонентах. Этот внерациональный вид знания передать другим людям трудно, ибо с их стороны нужны усилия и такая же интуиция.

Судьба открытия Менделя – задержка на 35 лет между самим фактом открытия и его признанием в сообществе – не парадокс, а скорее норма в науке.

Так, спустя 100 лет после Менделя, уже в период расцвета генетики, подобная же участь непризнания в течение 25 лет постигла открытие Б. Мак-Клинток мобильных генетических элементов.

И это несмотря на то, что она, в отличие от Менделя, была ко времени своего открытия высоко авторитетным ученым и членом Национальной Академии наук США.

В 1868 Мендель был избран настоятелем монастыря и практически отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя; издается специальный журнал “Folia Mendeliana”.

Источник: http://facecollection.ru/people/gregor-mendel

Кто такой генетик? Грегор Иоганн Мендель – основоположник генетики. История генетики

Биография г менделя кратко. Научная деятельность грегора менделя

Сегодня стали на слуху такие слова и выражения, как ДНК, генная инженерия, генетически модифицированные продукты (ГМО). Несмотря на то что генетика как наука существует уже более сотни лет, до сих пор нет четкого определения, кто такой генетик, чем он занимается.

Является ли эта специальность профессией, и если да, к какой сфере деятельности она относится: к науке или медицине? Отношение общества к результатам деятельности генетиков тоже неоднозначно.

До сих пор идут споры о том, являются ли ГМО-продукты вредными или полезными для человека.

Генетика – рождение новой науки

Как составить схему предложения в 1 классе?

Основателем генетики является Грегор Иоганн Мендель.

Хотя до него были ученые, которые пытались объяснить, каким образом переходит передача наследственных признаков от родителей к детям, но эти теории не были основаны на фактах.

Так, теория Чарльза Дарвина о том, что передача наследственных признаков осуществляется через кровь, была опровергнута экспериментальным путем еще при жизни ученого.

Мендель – это первый ученый, которому удалось установить, каким образом происходит передача наследственных признаков. Выявил он это путем проведения серии экспериментов с семенами садового гороха, с которым он работал в течение двух лет. Результаты исследований стали фундаментом для новых открытий и развития генетики как науки.

Вот почему именно Менделя считают основоположником генетики. Он первым выдвинул идею о том, что передача наследственных признаков осуществляется на клеточном уровне. Он же первый открыл законы передачи наследственной информации.

Он выяснил, что существует два вида наследственных признаков: рецессивные и доминантные, между которыми происходит борьба.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Краткая биография основателя генетики

Первый генетик родился 20 июля 1822 года в Хейнцендорфе, небольшой деревеньке, расположенной на моравско-силезской границе. Первое образование Иоганн Мендель получил в обычной сельской школе. После он поступил в гимназию в Троппау, в которой проучился 6 лет. Окончил он ее в 1840 году.

В 1843 он стал монахом Августинского монастыря святого Фомы в Брюнне, где получил новое имя Грегор. С 1844-го по 1848 год проходил обучение в Брюннском богословском институте.

В 1847 году получил священнический сан. Все время Мендель не прекращал учение. Самостоятельно изучал греческий и математику.

Несмотря на то что он не смог сдать экзамены, он мог заниматься преподавательской деятельностью.

В 1849-1851 годах он преподавал в Зноймской гимназии математику, латынь и греческий. В период 1851-1853 годов благодаря настоятелю он начал изучение естественной истории в Венском университете. Мендель изучал естественные науки, и одним из его учителей был Франц Унгер — один из первых цитологов мира.

Находясь в Вене, Мендель заинтересовался научными исследованиями в области гибридизации растений. Он начал самостоятельно проводить опыты и наблюдения с некоторыми видами растений и животных. Наиболее весомым научным вкладом стали его опыты с садовым горохом, в результате которых он подготовил доклад.

Эколого-экономическое обоснование проекта по технологии

В 1865 году он дважды, 8 февраля и 8 марта, выступал с докладом перед Обществом естествоиспытателей в Брюнне. Доклад назывался «Опыты над растительными гибридами». Впоследствии доклад был размножен и распространен.

Сам Мендель сделал 40 копий своей работы и разослал крупным ботаникам-ученым, однако признания от них так и не получил. Его работы получили признание позже, но тогда знаний о генетике и о том, кто такой генетик, еще не существовало.

Это была первая работа в этой области знаний.

История развития

Историю развития генетики можно разделить на два этапа. Первый этап включает в себя открытие закона передачи наследственных признаков Менделем, открытие хромосом, ДНК, химического состава генов и их структуры.

Второй этап – когда ученые-генетики открыли способ изменять структуру ДНК, переставлять гены, внедрять и удалять ее отдельные участки и даже создавать совершенно новые организмы с заданными свойствами. На этом этапе произошла полная расшифровка ДНК человека, животных и растений (только некоторых).

Первый этап

На первом этапе развития генетики как науки произошли следующие открытия:

  • В 1865 году Грегор Мендель сделал доклад на тему «Опыты над растительными гибридами». Этот труд лег в основу генетики, хотя ее как науки тогда еще не существовало.
  • В 1869 году Фридрих Мишер открыл существование ДНК как основной составляющей клеточного ядра. Ее он назвал нуклеином.
  • В 1901 году была опубликована работа Хуго де Фриза «Теория изменений (мутаций): эксперименты и наблюдения наследственности видов в царстве растений».
  • В 1905 году был введен термин «генетика» Уильямом Бэтсоном.
  • В 1909 году В. Иогансен ввел понятие наследственной единицы – ген.
  • 1913 г. Альфред Стертевант составляет первую в мире генетическую карту.
  • 1953 году Джейсоном Уотсоном и Френсисом Криком впервые была расшифрована структура ДНК.
  • 1970 году было выяснено, что генетический код состоит из триплетов.
  • В 1970 году при изучении бактерии гемофильной палочки удалось обнаружить ферменты рестриктазы, что дает возможность вырезать и вставлять участки молекул ДНК.

Второй этап

Второй этап развития новой науки начался когда ученые-генетики начали проводить эксперименты по изменению структуры ДНК путем добавления, удаления и замещения генов. Применение открытий в области генетики в практических целях:

  • 1972 год. Получение первых образцов генетически модифицированных растений.
  • В 1994 году в магазины США поступило первые ГМО-продукты – помидоры.
  • 2003 год. Расшифровка ДНК человека. Благодаря этому появилась возможность диагностировать генетические заболевания у зародыша на ранних стадиях беременности.
  • 2010 год. Создание организма с искусственной ДНК в лаборатории.
  • В 2015 году продажу поступило первое генетически модифицированное животное – атлантический лосось.

Введение в геометрию: чем отличается ромб от квадрата

Расшифровка ДНК человека

Наиболее важным открытием в современной истории генетики является полная расшифровка ДНК человека. Благодаря этому появилась возможность узнать не только всю родословную как отдельно взятого человека, так и всего человечества.

Появилась возможность прогнозировать вероятность появления и развития наследственных заболеваний у человека, более того, лечить серьезные заболевания на ранней стадии развития или не допустить появления ребенка на свет с сильными генетическими отклонениями.

Однако в этом значении генетику нередко критикуют, сравнивая с евгеникой. Разгадка тайны ДНК человека вместе с возможностью управлять ее структурой и получать людей с заданными свойствами привела к появлению этических проблем. В истории человечества были периоды, когда идеи евгеники и научные открытия в генетике приводили к массовому истреблению людей по национальному или расовому признаку.

Генная инженерия

Если по отношению к людям любые генетические эксперименты запрещены, то по отношению к животным и растениям такие эксперименты и исследования не только разрешены. Их поощряют государства, крупные аграрные и фармацевтические компании.

Несмотря на критику некоторых ученых-генетиков, достижения в сфере производства генетически модифицированных растений используются давно. Сегодня практически вся соя является генетически модифицированной.

Некоторые ГМО-растения используют в сельском хозяйстве уже более 40 лет.

Генетически модифицированные культуры абсолютно безвредны для человека, но при этом дают стабильный высокий урожай, устойчивы к плохим погодным условиям и паразитам.

Для их выращивания требуется меньше удобрений, а значит, такие сельхозкультуры содержат меньше нитратов и прочих вредных для человека веществ. Но проверенных временем сортов немного.

Большинство из всех существующих ГМО-культур появилось менее 30 лет назад, и их воздействие на человека еще мало изучено.

Однако генная инженерия уже доказала, что предмет и задачи современной генетики не ограничены только лабораторными исследованиями и экспериментами. Это новая наука, которая поможет людям приспособиться к новым условиям жизни на планете и обеспечить себя необходимыми продуктами питания.

Кто такой генетик? В каких сферах он может работать?

Генетик – это специалист, который изучает строение и изменения генетического материала человека и других живых существ. Он исследует механизмы и закономерности наследственности.

Наибольшее распространение профессия ученого-генетика получила в медицине, фармацевтике и сельском хозяйстве.

Использование научных достижений в сфере генетических исследований позволило разрабатывать новые виды медицинских препаратов от гемофилии и прочих болезней, которые передаются по наследству от родителей к детям.

Появилась возможность назначать лекарства, которые не вызовут у пациента аллергической реакции или окажутся бесполезными для него. Лечение в ближайшем будущем станет назначаться индивидуально, на основе информации, полученной в результате исследования ДНК конкретного человека. В криминалистике генетика помогает найти преступника по частичкам пота, крови, кожи.

Генетика в медицине

Врач-генетик, работающий в медицинской сфере, обязан знать основы генетики, уметь пользоваться электронным микроскопом, спектометром и работать со специальными компьютерными программами. В качестве материала для анализа врач использует венозную кровь пациента, мазок со слизистой рта, плацентарной жидкости, т.е. он должен знать, как и в каком случае надо взять образцы для анализа.

Так кто такой генетик? Чаще всего под этим названием подразумевают врача, однако профессия инженера-генетика и агронома-генетика со временем станет более обычным понятием, чем сейчас. Область применения научных достижений в генетике будет только расширяться.

Источник

Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/72699-kto-takoj-genetik-gregor-iogann-mendel-osnovopolozhnik-genetiki-istorija-genetiki/

Детство и юность

О ранних годах в биографии ученого известно мало. Родился 20 июля 1822 года в Хейнцендорфе, историческая область Силезия, территориально относившаяся к Австрийской империи (ныне – село Гинчице, Чехия). Часто в источниках указывают вместо дня рождения крещение будущего монаха – 22 июля, что ошибочно.

Портрет Грегора Менделя

Второй ребенок в крестьянской семье Антона и Розины, где также родились дочери Вероника и Терезия. Имел немецко-славянские корни. Земля, где жила семья, принадлежала роду Менделей свыше века. Сегодня отчий дом ученого превращен в музей.

Любовь к природе проявил в раннем возрасте. Увлеченно подрабатывал садовником, будучи мальчишкой, занимался пчеловодством. Рос слабым ребенком – на протяжении учебы часто пропускал месяцы занятий из-за болезней. Покончив с образованием в сельской школе, поступил в гимназию Троппау (ныне чешский город Опава), где проучился 6 классов.

Грегор Мендель

Затем на протяжении 3 лет изучал практическую и теоретическую философию и физику в институте Ольмюца (ныне чешский университет Палацкого в Оломоуце). Интересный факт, что в это же время факультет естественной истории и сельского хозяйства возглавил Иоганн Карл Нестлер, интересовавшийся исследованием наследственных признаков растений и животных, например, овец.

Мендель тяжело переносил финансовую несостоятельность, потому что не мог оплачивать образование. Чтобы брат учился дальше, Терезия отдала собственное приданое. Позже Грегор сполна вернул долг, оказав поддержку трем племянникам – сыновьям сестры. Двое из юношей под его протекторатом впоследствии стали докторами.

Бюст Грегора Менделя

В 1843-м Мендель решает постричься в монахи. В большей степени это решение продиктовано не набожностью фермерского сына, а тем, что духовные лица получали образование бесплатно.

По его словам, монашеская жизнь избавила от «вечного беспокойства о средствах к существованию».

После пострига в Августинском монастыре Святого Фомы в Брюнне (ныне чешский Брно) получил имя Грегор, Грегор Иоганн Мендель, и сразу же приступил к учебе в богословском институте. В 25 лет получил сан священника.

Наука

Мендель, естествоиспытатель и в то же время религиозный деятель, фигура неординарная.

Пикантности ситуации добавляет то, что изучаемая им в будущем область дала начало новой научной дисциплине, раскладывающей теорию божественного замысла на геномы. Тяга Грегора к знаниям всепоглощающая.

Непрестанно читал тома научной литературы, заменял педагогов на уроках в местной школе. Мужчина мечтал сдать экзамен на преподавателя, но провалился по геологии и биологии.

Грегор Мендель

В 1849-1851 годах преподавал студентам Зноймской гимназии языки и математику. Позже переехал в Вену, где до 1853-го сам обучался естественной истории в Венском университете под патронажем ботаника и одного из первых цитологов Франца Унгера и физике у знаменитого Кристиана Доплера.

По возвращении в Брюнне преподавал эти дисциплины в Высшей реальной школе, хоть и не был дипломированным специалистом. В 1856-м снова пытался сдать экзамены на педагога, но вновь не сдал биологию.

В этом же году Мендель серьезно увлекается научными опытами с растениями, интерес к гибридизации которых проявил еще в Вене.

На протяжении 7 лет, до 1863 года, Грегор экспериментировал с горохом в монастырском саду и в эти годы совершил открытия.

Бюст Грегора Менделя

Работы по гибридизации растений проводились задолго до Менделя, но лишь ему удалось вывести закономерности и структурировать основные тезисы работы, которыми генетики будут пользоваться вплоть до 70-х годов ХХ века.

В более чем 10 тыс. экспериментов участвовали свыше 20 разновидностей гороха, отличавшихся цветками и семенами. Титанический труд, учитывая, что каждую горошину нужно осматривать вручную. Для передачи в скрещенных формах лишь одного признака «сморщенный-гладкий» Грегор отсмотрел более 7 тыс. горошин, а таких признаков в работе было 7.

Полученные знания легли в основу учения о наследственности, на котором базируется генетика. В 1865-м опубликовал научный доклад «Опыты над растительными гибридами» в одном из томов Общества брюннских естествоиспытателей, где сформировал основные закономерности наследования, вошедшие в историю как законы Менделя.

Ботаник Грегор Мендель

Обобщенно полученные монахом сведения звучат так:

  • Гибриды первого поколения одинаковы и носят доминантный признак одного из родителей. Например, скрещивая горох с белыми и красными цветками, рождается потомство только с красными соцветиями.
  • Гибриды второго поколения расщепляются, то есть делятся на тех, кто получит доминантные признаки родителя, и тех, кто получил рецессивные не случайно, а в математически выраженном соотношении.
  • Оба признака встречаются в разных комбинациях и существуют обособленного, при этом гибрид с проявленным доминантным признаком может быть носителем рецессивных задатков и, наоборот, которые проявятся в следующих поколениях.
  • Мужские и женские гаметы объединяются случайно, а не в соответствии с задатками, которые они несут.

Грегор был уверен, что исследовательские достижения имели фундаментальное значения для развития науки, поэтому заказал десятки оттисков работы и разослал видным ботаникам того времени. Увы, современников публикация не заинтересовала. Только профессор университета в Мюнхене Карл фон Негели посоветовал проверить теорию на других видах.

Мендель совершил ряд экспериментов по скрещиванию на иных растениях и насекомых – любимых с детства пчелах. К сожалению, Грегора ждало разочарование. По стечению обстоятельств и выбранный им вид растения, и пчелы имели особенности процесса оплодотворения и могли размножаться партеногенезом – «девственным путем». Из-за этого данные, полученные на опытах с горохом, не подтвердились.

Его вклад в науку оценили гораздо позже – в начале ХХ века, когда в 1900 году ряд ученых независимо друг от друга озвучили постулаты, выведенные Менделем еще в предшествовавшем столетии. Этот год принято обозначать годом рождения науки генетики. Роль менделизма в ней велика.

Портрет Грегора Менделя

Советский генетик Борис Астауров описал научные поиски Грегора так:

«Судьба классической работы Менделя превратна и не чужда драматизма. Хотя им были обнаружены, ясно показаны и в значительной мере поняты весьма общие закономерности наследственности, биология того времени еще не доросла до осознания их фундаментальности.
Сам Грегор Мендель с удивительной проницательностью предвидел общезначимость обнаруженных на горохе закономерностей . Прошло еще несколько лет, и он ушел из жизни, не предчувствуя, какие страсти будут бушевать вокруг его имени и какой славой оно, в конце концов, будет покрыто».

Религия

Мендель принял монашеский постриг в 21 год по причинам, связанным в том числе с решением материальных затруднений и доступом к знаниям. Из-за ограничений, налагаемых избранным путем, принял целибат, и понятие личной жизни для него отсутствовало. В католической традиции духовные лица хранят обет безбрачия, поэтому жены у Менделя не было, равно как и детей.

Грегор Мендель в монастыре в Брунне в начале 1860-х годов

В 25 лет стал священником в Августинском монастыре Святого Фомы, который являлся культурным и научным центром региона.

Аббат Кирилл Напп поощрял интерес своей братии к науке, монахи курировали образование школьников на окрестных территориях. Мендель также с удовольствием учил детей и был любимым педагогом.

В монастырском саду он проводил ставшие знаменитыми опыты по гибридизации.

Памятник Грегору Менделю

В 1868-м, после смерти духовного наставника Наппа, Мендель занимает пост аббата Старобрненского (Августинского) монастыря.

С этого же года масштабные научные поиски завершились, уступив место хлопотам о вверенном святом месте.

Грегор занимался административной работой, вступил в полемику со светской властью за введение дополнительных налогов для религиозных учреждений. Пост занимал до конца жизни.

Смерть

Аббат Мендель скончался в 1884-м из-за хронического нефрита, в 61 год. На месте аббатства, которому служил почти 40 лет, позже открыли музей его имени. Могила находится в Брно. Ее венчает памятник со словами, принадлежавшими монаху:

«Мое время еще придет».

Библиография

  • 1866 – «Опыты над растительными гибридами»

Нелли Корниенко

Актриса театра и кино, педагог, народная артистка РСФСР

Источник: https://24smi.org/celebrity/71912-gregor-mendel.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.