Анализ стихотворения С.Есенина «Пороша. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

Анализ стихотворения есенина пороша 6 класс – Методический центр Рязанской области

Анализ стихотворения С.Есенина «Пороша. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

04.04.2020

У каждого поэта имеются стихи, которые относят к пейзажным лирическим произведениям. Особенно это относится к русским поэтам. Все они отметились стихами длинными и стихами короткими, талантливыми и — не очень… Но преобладающая эмоция у каждого такого произведения — восхищение, на грани восторга, вызванная красотой природы средней полосы.

Поле, туманный луг, бескрайний простор степи и, конечно, лес. Лес двух сезонов, наиболее любимых русской поэзией: осенний и зимний. Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев и, конечно, выходец из толщи народной — Есенин, все отметились стихами о русской природе.

Однако в связи с этим возникает весьма любопытный момент.

Самым важным показателем, эстетическим индикатором, можно сказать, различающим вышеперечисленных поэтов является то, как они воспринимают природную красоту зимнего или осеннего леса. Кто-то просто испытывает восхищение и громко декларирует это, как, например, Пушкин. А для кого-то картина прекрасного — лишь повод к философско-эстетическим аллегориям.

Совсем другое дело Сергей Есенин! После прочтения  его стихов, относящихся к пейзажной лирике, возникает щемящее чувство грусти и душевного очищения. Они напрочь лишены вычурности поэтов бомонда, движения и действия героев и персонажей (если они имеются)этих стихов просты и прямодушны.

Начните вслушиваться в стихотворение (например, «Пороша», написанное в 1914 году) и оно пленит вас с первых же строк:

Еду. Тихо. Слышны звоны

  • Под копытом на снегу.
  • Только серые вороны
  • Расшумелись на лугу.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, придающем строкам особую распевность. Рифма в «Пороше» — перекрёстная.

Слова становятся осязаемы и, смешно звучит, обоняемы. Явственно слышен звон подков о ледок на дороге, запах сена в дровнях, крепкий, но не отталкивающий запах конского пота. Кроме хриплых криков ворон ветерок доносит и аромат сена из стога у дороги.

Тихо… Картина спящего леса, убаюканного «невидимкой», настолько сказочна, что пробуждает воображение, дорисовыващее  сосну — старушку  в «белой косынке» ,что «понагнулася», «оперлася на клюку» (просторечия, используемые Есениным).

  1. Заколдован невидимкой,
  2. Дремлет лес под сказку сна.
  3. Словно белою косынкой
  4. Повязалася сосна.
  5. Кстати, всё 2-е четверостишие являет собой пример идеальной аллитерации, с  её преобладанием согласных (С)
  6. Понагнулась, как старушка,
  7. Оперлася на клюку,
  8. А под самою макушкой
  9. Долбит дятел на суку.
  10. Помимо сочных зрительных образов пленяет и очень выразительная  тоника стихотворения: звоны, вороний грай и пулемётная трель дятла.

От стихотворения Есенина «Пороша» исходит мощная волна магнетизма, присущая именно русской ментальности. Неизбывный, затаившийся глубоко под спудом зов дороги. Когда пустившись в путь русский человек испытывает необъяснимый, какой-то исконно-посконный опьяняющий восторг перед дорогой. Оттого последние строки:

  •  Скачет конь, простору много.
  • Валит снег и стелет шаль.
  • Бесконечная дорога
  • Убегает лентой вдаль

словно взлёт после разбега, неспешно начавшегося в самом начале великолепного стихотворения Сергея Есенина. Здесь всё — и простор, раздвигающий пределы бытия и сознания. Здесь же и бесконечная дорога-идея фикс русского сознания. Дорога, укрываемая словно белой пушистой шалью порошей снега.

Растворение в окружающей природе, ощущение себя частицей этой природы свойственно натурам только утончённым. А кто может достичь высочайшей степени утончённости? Ну, конечно же только поэт и, скорее всего — русский поэт, каковым и является Сергей Есенин, ещё раз доказавший свою гениальность в стихотворении «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  1. Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.

    Словно белою косынкой

  2. Повязалася сосна.
  3. Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,

    А под самою макушкой

  4. Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Источник:

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

Танюха))
Профи (581), закрыт 6 лет назад

Есенин «Пороша». Пожалуйста, очень нужно!

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  • Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой
  • Подвязалася сосна.
  • Понагнулась как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой
  • Долбит дятел на суку.
  • Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога
  • Убегает лентой вдаль.
  • *SPACE* Искусственный Интеллект (237865) 6 лет назад

«Пороша». Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.

В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.

Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.

Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

Стихотворение С. Есенина «Пороша».

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша». Ребята, вы понимаете слово «пороша». (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега).

Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.

Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть).

Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем).

Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует).

Найдите в тексте сказочные образы.

Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон).

Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н]. [м]. [з]. [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором).

Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись).

Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.

Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека).

Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны

  1. Расшумелись на лугу.
  2. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой
  3. Подвязалася сосна.
  4. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой
  5. Долбит дятел на суку.
  6. Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога
  7. Убегает лентой вдаль.
  8. Все правельно, зайка.
  9. Рада Корниенко
    Знаток (310) 1 год назад

Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге. В этом стихотворении есть олицетворение. сосну Есенин сравнивает со старушкой, но строками. А над самою макушкой

Елизавета Петенко
Ученик (157) 10 месяцев назад

Долбит дятел на суку. показывает, что не всё в сосне так мертво.В этом стихотворении нет предисловия. Нет в нём и концовки, кажется, что дальше ещё будет продолжение.

Дарья Коновалова
Ученик (145) 10 месяцев назад

Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина. Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге.

Ангелина Бобырь
Ученик (229) 10 месяцев назад

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества — тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения. и там дальше))))

Актан Жолборс
Ученик (199) 10 месяцев назад

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике Сергея Есенина. Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

  • Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.
  • Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под сказку сна, / Словно белою косынкой / Подвязалася сосна».
  • В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Понагнулась, как старушка, / Оперлася на клюку».

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. мысль – неразрывность природного и человеческого.

«Пороша» С.Есенин

«Пороша» Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны

  1. Расшумелись на лугу.
  2. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой
  3. Повязалася сосна.
  4. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой
  5. Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением.

И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства
.

Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью.

Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

Источник: https://metodistrzn.ru/sochineniya/analiz-stihotvoreniya-esenina-porosha-6-klass.html

История создания стиха пороша. Анализ стихотворения «Пороша» (С. Есенин)

Анализ стихотворения С.Есенина «Пороша. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

/ / / Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика С. Есенина – трогательное признание в любви к природе. Поэт умел искренне восхищаться окружающим миом и запечатлевать его в насыщенных пейзажных зарисовках.

Это подтверждает стихотворение «Пороша», созданное в 1914 г. В это время Сергей Александрович жил в Москве, часто вспоминая о родной деревне.

Видимо, эти воспоминания вдохновили его и на создание анализируемого произведения.

Тема стихотворения – поездка по зимнему лесу, красота зимней природы. Автор показывает, что холодное время года обладает особенной прелестью, умеет дарить человеку сказку, наполнять человеческую душу ощущением свободы. Жанр стихотворения – элегия, так как оно созерцательного характера.

В центре стихотворения лирический герой, который едет по зимнему лесу. Написаны строки от первого лица, поэтому читатель видит зимнюю сказку глазами героя. Сначала мужчина прислушивается к звону, раздающемуся из-под копыт. Кони пугают ворон и те шумят на лугу. Карканье этих птиц несколько угнетает, однако ненадолго.

Лирический герой обращает внимание на лес, который будто заколдован кем-то невидимым. Лес дремлет, наслаждаясь сказочным сном. Сосне зима подарила белую косынку. Теперь дерево похоже на старушку, опершуюся на клюку. Путник слышит стук дятла. Птица совсем не боится разбудить дремлющую природу.

В последнем катрене мысли лирического героя возвращаются к коню. Тот радуется широким просторам, скачет по бесконечной дороге. Зима же заботливо «стелет шаль» на землю. Путник замечает, что снег не просто сыпется, а валит. Тем не менее, мужчина не переживает, что заметет дорогу, ведь его тревога затмевается прекрасными зимними картинами.

Стихотворение С. Есенина «Пороша» условно делится на смысловые части: описание езды, лесной пейзаж, рассказ о бесконечной дороге. Формально произведение состоит из четырех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Для объединения строк Сергей Александрович использовал перекрестную рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Сказочная зимняя природа и атмосфера передаются при помощи языковых средств. Тропы позволяют автору оригинально раскрыть традиционную для литературы зимнюю тему.

Ключевую роль в стихотворении играют метафоры: «дремлет лес под сказку сна», «валит снег и стелет шаль», «дорога убегает лентой вдаль». Они служат каркасом для создания образов. Детализировать пейзажную зарисовку помогают эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».

Ассоциации, которые вызывает сосна, передаются посредством сравнений: «словно белой косынкой повязалася сосна», «принагнулась, как старушка».

Плавный интонационный рисунок стихотворения С. Есенина не прерывается ни восклицаниями, ни вопросами. Кажется, автор не хочет прерывать зимнюю задумчивость. В первом катрене привлекает внимание синтаксическое строение. Автор использует два предложения, состоящих из одного слова. Такой прием подчеркивает настроение лирического героя.

– поэт, который умело изображал красоту родного края, красоту природы в своих стихах, о чем свидетельствует замечательное стихотворение «Пороша» Есенина, которому нам нужно сделать анализ.

Есенин Пороша анализ стихотворения

В своем анализе стиха Есенина «Пороша» хочется отметить простоту произведения, его легкость. Оно читается на одном дыхании, быстро запоминается и вызывает только приятные яркие чувства. Читаешь стих, а в голове возникают образы и вырисовываются картины.

Даже хочется оказаться на месте лирического героя. Хочется сесть в сани и прокатиться по той самой запорошенной бесконечной дороге, что «убегает лентой вдаль». Читаешь произведение и понимаешь, а ведь и зима может быть прекрасной, сказочной и загадочной.

Мы видим, как любуется герой зимним временем. Он зиму называет невидимкой, которая укрыла всю землю белым покрывалом и принарядила все в лесу. И под этим покрывалом лес спит «под сказку сна».

Вот и сосна вся стоит в снегу, будто косынку надела и теперь «понагнулась, как старушка».

Делая анализ стихотворения Есенина «Пороша», хочется написать о тишине, которую автор вспоминает вначале своей работы, но, дальше мы видим, что природа продолжает жить и в зимнюю пору. Здесь и вороны расшумелись, и дятел долбит на суку сосны, да и сами сани издают звуки, ведь слышны звоны под копытами. Эти звуки и нарушают первоначальную тишину.

Есенин в стихотворении использует сравнения, просторечные формы, метафоры, эпитеты, парцелляцию.

Благодаря Есенину, мы смогли в обычной картине, где изображена природа в зимнюю пору, увидеть волшебство, интересные загадочные вещи. Поэт, как бы, предлагает посмотреть на зиму своими глазами и полюбить зиму так же, как мы любим лето и другое время года.

История создания Пороша Есенина

Стихотворение Есенина «Пороша» — это одно из ранних произведений поэта. Если говорить об истории создания «Пороша» Есенина, то его автор написал в 1914 году, наверное, с целью показать нам какой красивой и сказочной бывает природа в зимнюю пору и это автору удалось без сомненья.

Предлагаем послушать стихотворение Пороша Есенина

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет леспод сказку сна, / Словно белою косынкой / Подвязалася сосна».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Понагнулась, как старушка, / Оперлася на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев

Открытый урок по литературев 6 классе

натему: «Сравнительный анализ стихотворенийС.А.Есенина «Пороша»

и А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

    Учить находить важнейшие основания для сравнения художественных произведений, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы; готовить к экзамену по литературе в форме ГИА.

    Развивать логическое и образное мышление.

    Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через любовь к природе

    Объяснение темы и постановка целей урока.

Сегодня у нас необычный урок –урок-консультация по подготовке к ГИАпо литературе. В 9 классе вы, возможно,выберете экзамен по литературе, поэтомуготовиться к нему нужно уже сейчас.

Одно из заданий – сопоставительныйанализ 2-ух произведений. Сегодня мыбудем учиться сравнивать произведенияразных авторов. Мы сопоставим произведениядвух поэтов – С.А.Есенина «Пороша» иА.С.Пушкина «Зимняя дорога». На первыйвзгляд, это совершенно разные поэты.Жили они в разные эпохи: Пушкин (1799 –1837) в начале 19 в., Есенин (1895 – 1925) – вначале 20 в.

Пушкин – дворянский сын, вдетстве в доме отца имел обширнуюбиблиотеку, получил хорошее образование,учился в Царскосельском Лицее. Есенин– крестьянский сын, в детстве из книгу него была только одна Библия. ОкончилКонстантиновское земское четырехгодичноеучилище и Спас-Клепиковскую школу.

ВМоскве полтора года слушал лекции внародном университете Шанявского, всюжизнь занимался самообразованием. Нобыло в их жизни общее – корневая связьсо стихией национального языка, скрасотой и мудростью народного слова.Есенин любил творчество Пушкина, училсяу него. Он унаследовал пушкинскуюпоэтическую культуру в реалистическом,правдивом описании родной природы.

Обаони беззаветно любили родину, того идругого можно назвать певцами роднойприроды.

Зачем сравнивать произведения? (Всравнении лучше выявляется своеобразие).

2.Повторение теоретического материала.

Пейзаж–картина природы вхудожественном произведении.

Композиция произведения –построение художественногопроизведение,

расположение и взаимосвязьвсех его частей, образов, эпизодов.

Лирическое произведение –произведение, в которомавтор выражает свое

душевноесостояние, свои мысли о мире и человеке.

Лирический герой –художественныйобраз человека в художественном произ-

ведении.

Эпитет-художественноеопределение предмета или явления.

Сравнение– изображение одногопредмета путем сравнения его с другим.

Метафора–слово или выражение,употребленное в переносном смысле,

вместодругого слова, т.к. между обозначаемымипредметами есть сходство.

Олицетворение-изображение неживыхпредметов в виде живых существ.

Инверсия–необычный порядокслов.

Аллитерация-повторение однородныхсогласных.

Ассонанс-повторениеодинаковых гласных звуков.

Ямб-двусложный размерстиха. В строке ударные слоги четные,безударные –

нечетные.

Хорей– двусложный размер стиха. В строкеударные слоги нечетные, безудар-

ные –четные.

    История создания стихотворения Есенина «Пороша» (сообщение уч-ся) и его выразительное чтение. Выяснение значения слова «пороша».

С1912 года Есенин жил и работал в Москве.Часто ездил по окрестностям Москвы, гдеего поразили великолепные пейзажи.

Вянваре 1914 года в московском журнале длядетского чтения «Мирок» под псевдонимом«Аристон» напечатано стихотворениеЕсенина «Береза».

В следующем февральскомномере уже под его собственным именемпоявилось стихотворение «Пороша», вмартовском – «Село». Это первые известныевыступления Есенина в печати.

Пороша–свежий слой выпавшегос вечера или ночью снега. (СловарьС.И.Ожегова).

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытомна снегу.Только серые вороны

Расшумелисьна лугу.

Источник: https://www.tabloid40.ru/potolok/istoriya-sozdaniya-stiha-porosha-analiz-stihotvoreniya-porosha-s/

«Пороша» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – эпитеты, метафоры, рифма, лирический герой – Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Анализ стихотворения С.Есенина «Пороша. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.

История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».

Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами.

Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт.

В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Жанр

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38399-porosha-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-epitety-metafory-rifma-liricheskii-geroi.html

Анализ стихотворения Есенина Пороша

Анализ стихотворения С.Есенина «Пороша. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

Когда речь заходит о пейзажной лирике, то на ум первым приходит её «король», мастер, воспевавший красоту русской природы – Сергей Есенин. Он продолжает «гнуть свою линию» и в стихотворении «Пороша», которое насквозь пропитан дыханием зимы, трескучими морозами и скрипящим под ногами ребятишек снегом.

Стихотворение начинается с описания окружающей лирического героя обстановки, делает Есенин это при помощи парцелляции: «Еду. Тихо», чтобы подчеркнуть обыденность русской глубинки в зимнее время.

Чистотой и свежестью наполнена каждая строчка, что подчёркнуто эпитетами «белою косынкой», «бесконечная дорога». Инверсии «дремлет лес», «долбит дятел» придают сказочного настроения вполне обычному студёному дню.

Сравнение дороги с лентой привычно для русского уха, и многие поэты включали его в свои произведения. Это символ русской души, широты просторов нашей Родины. Сосна предстаёт в виде сгорбленной старушки, и сразу чувствуется что-то родное и тёплое, своё.

Кажется, что можно протянуть руку и дотронуться до раскинувшихся над дорогой заснеженных сосновых лап или неосторожным движением спугнуть ворон, настолько всё осязаемо.

Наверное, каждому, в том числе и лирическому герою дорого каждое мгновение такой казалось бы непримечательной зарисовки банального зимнего дня.

Каждое слово наполнено любовью, а простота слога очень уместна, чтобы за витиеватыми фразами не потерять глубину этого чувства. Это же подчёркивает и размер стиха – четырёхстопный хорей. Возникает музыкальность и динамичность строк.

Движение, символ пути передаётся через олицетворение «дремлет лес», «дорога убегает».

Аллитерация и ассонанс создают особую атмосферу зимнего леса, слышится цокот копыт и звон бубенчиков в сочетании звуков «з», «к», «с».

Стихотворение было написано в 1914 году за 3 года до страшных роковых событий в России. Это безмятежность, ощущение пути резко контрастируют с бушующими страстями в обществе. Спокойствие природы в лесу, на бумаге, а в городах протесты и назревающие бунты.

Природа и человек неразрывны, это и хочет передать Сергей Есенин. Красота зимнего леса притягивает, и какая умиротворённая картина возникает в воображении!

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении “Пороша” само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

Поездка автора на лошади нетороплива. Он с восторгом смотрит по сторонам. Красота пейзажа вызывает и душевное равновесие, и чувство безграничной радости. Автор подчеркивает состояние безмолвия в природе: “Еду. Тихо…”. Однако речь идет об отсутствии людей, шума населенных пунктов, не слышны звуки деятельности человека.

Лишь периодически тишину нарушает присутствие природных звуков, связанных с движениями животных. Это не омрачает настроение лирического героя, так как человек и природа для него являются элементами одной ступени, дополняющими друг друга.

“Серые вороны расшумелись”, “скачет конь”, “долбит дятел” – эти действия создают динамику, придают очарование, вызывают прилив сил у человека в повозке.

Особую значимость изображаемым явлениям природы добавляют олицетворения. Они помогают создать яркие образные картины мелькающего перед глазами зимнего пейзажа (“дремлет лес”, “дорога убегает”, “повязалася сосна”,”валит снег и стелит шаль”).

Одно из центральных мест в стихотворении занимает образ сосны. Воплотить в жизнь эту частичку природы помогают сравнения и использование разговорной лексики: сосна повязалася, “понагнулась, как старушка”, “оперлася на клюку”. От большого количества снега ветви прогнулись, деревья потеряли свои формы.

Их темные очертания на белом полотне усиливают впечатления автора от морозного дня. Так, неприметное издали дерево оживает, становится похожим на добрую пожилую женщину, благодаря воображению и волшебным умениям зимы.

Автор называет ее невидимкой, подразумевая под этим словом сказочное существо, способное сделать обычный лес волшебным.

В стихотворении встречается один из устойчивых мотивов русской лирики – дорога. Она “убегает лентой вдаль”, обрамленная белоснежной шалью. Дорога открывает лирическому герою новые возможности для создания оптимистичных картин.

Только истинный ценитель красоты родных просторов среди огромного пространства может отыскать загадку в обычном явлении природы, которая позволит взглянуть на мир другими глазами.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение “Пороша”.

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: “… долбит дятел на суку. …”. После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку.

Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как “Пороша”. Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Некрасова Зеленый шум

    Николай Некрасов не был певцом красот природных. Мало того, он считал лириков, воспевающих их на все лады, людьми, которые растрачивают талант свой впустую. Его гораздо больше интересовала жизнь человека

  • Анализ стихотворения Некрасова Песня Еремушке

    Николай Алексеевич Некрасов вырос в деревне, где ежедневно наблюдал за жизнью крестьян. Поэт остро переживал из-за неравноправия в обществе, потому что любил простых русских людей и сочувствовал их тяжёлой судьбе.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Осень 8 класс

    У Лермонтова еще в раннем детстве сформировались особенные чувства к окружающему миру и природе в целом. Не считая себя полностью лирическим персонажем, он все же достаточно многогранно передает прелесть природного пейзажа.

  • Анализ стихотворения Гумилева Мечты

    Название этого лирического произведения «Мечты» звучит довольно романтично. Однако, содержание его отнюдь не радостное. Оно – очень печально. Мечты, о которых идет в нем речь – пусты и безнадежны.

  • Анализ стихотворения Фета Рыбка

    Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых

Источник: https://analiz-stihov.ru/esenin/porosha

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.