Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Сочинение Роль снов в романе Преступление и наказание Достоевского

Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.

Поскольку роман «Преступление и наказание» – философско-психологическое произведение, Достоевский использует сны в качестве инструмента, раскрывающего внутреннее состояние Раскольникова, изменения в его мышлении и эмоциональном состоянии. Всего таких снов в произведении пять, два из которых являются крайне яркими моментами в произведении, поскольку это кошмары, мучающие главного героя.

Первый сон описывается в пятой главе первой части романа. В нём Раскольникову снится как тощая лошадь, которая тащила тяжелый груз, неожиданно останавливается, из-за чего извозчик Миколка с особой жестокость забивает лошадь до смерти.

Причем этого извозчика неспроста зовут именно Миколкой – так будут звать красильщика, который возьмет на себя вину за преступление Раскольникова. Именно в этом сне Достоевский гиперболизировано изображает для нас истинную сущность теории Родиона о «право имеющих». Сам Родион просыпается и.

дрожа, ложится на диван «как загнанная лошадь», что показывает нам его неготовность к тому, чтобы стать таким «право имеющим».

Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.

Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.

Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки  и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.

Пятый сон, как и первый, – кошмар. Родион пытается убить в нём Алену Ивановну, но несмотря на точный удар топором, старушка никак не реагирует на него. Раскольников наклоняется к ней всё ближе и ближе, и с ужасом обнаруживает, что его жертва, которая должна была быть мертва смеется ему прямо в лицо.

Так же во сне присутствует Свидригайлов, который в теории Раскольникова является олицетворением «право имеющих» и всего человеческого своеволия.

Весь этот сон олицетворяет крах теории Родиона, показывает, что действия, характерные для «право имеющих», превратили его в «тварь дрожащую», которая из-за своего страха постепенно сходит с ума, теряя все человеческие черты.

Подробнее

Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.

В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.

Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.

Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей  в реальности.

Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.

Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.

Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние  на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.

Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.

Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.

Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.

В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

«Мое добро!» – эта фраза несколько раз звучит из уст мужика Миколки во сне, увиденном Родионом Раскольниковым незадолго до убийства.

Герою снится как он гуляет с отцом по городу, и в это время около кабака начинается разворачиваться ужасная сцена: пьяный мужик заскакивает в свою повозку, запряженную хилой старой клячей, и зазывет своих спутников, таких же пьяных до безобразия ехать с ним.

В итоге набивается полная повозка народу, становится понятно, что савраска «не выдюжит» такой тяжелой ноши. Хозяин начинает хлестать лошадь под улюлюканье толпы, в это время в повозке люди хохочут, спорят сдвинется ли с места кляча. Лошадь едва жива, она силится идти, но не может. Миколка продолжает сечь лошадь.

Несколько людей из толпы кнутами тоже секут бедную лошадь по бокам. Потом он берет оглоблю и яростно ударяет ей клячу один, другой, третий раз. Она шатается, оседает, но все еще держится. Остервеневший хозяин, не помня себя, выхватывает лом и бьёт наотмашь. После чего лошадь падает и умирает.

Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи!..».

Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно.

В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии.

Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

← Анализ произведения Неточка Незванова← Любовь в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийУличная жизнь в романе Преступление и наказание →Личность Раскольникова в романе Преступление и наказание →

  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 классНа картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.
  • Почему Онегин обречен на одиночество? сочинениеВо многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил
  • Письмо Родиону Раскольникову – сочинениеЗдравствуй, Радион. А живу я сейчас аж в 21 веке. В своем письме у меня есть желание, это поделиться с тобой наболевшем, о том, что думаю по поводу что их убеждений и выражений, твоей теории и мыслях.
  • Что такое Подвиг – cочинение 9 класс ОГЭ 15.3Подвиг – это, с одной стороны, очень просто… Нужно просто совершить нечто героическое! Как раз тот, кто совершил подвиг, становится героем. Это означает, рискнул своей жизнью, решился на то, что другие бы не смогли сделать.
  • Герой нашего времени – первый русский психологический роман сочинениеПервым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/sny-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Сны Раскольникова и их значение: сочинение и анализ каждого сна

Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Человеческие сны как таковые ещё не изучены полностью. Кто-то считает, что они нам ниспосланы божественными сущностями, и если их проанализировать, можно многое узнать, кто-то — что это просто игра подсознания, которому присниться может что угодно.

Как бы то ни было, сны в человеческой культуре всегда играли роль чего-то, что идёт из бессознательного и составляет скрытые мысли и чувства.

Сочинение-анализ на тему снов Раскольникова и их значения, а также краткое содержание всех снов помогают лучше понять этот колоритный персонаж и прочувствовать всю глубину его переживаний.

Убийство лошади

Первое сновидение Раскольникова происходит накануне убийства старухи. Пересказ его переносит нас в детство героя. Он гуляет с отцом «в праздничный день за городом», и проходят они мимо кабака, где «всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались…».

И видит Родион, что в огромную телегу для ломовых коней впряжена «маленькая, тощая, саврасая клячонка».

Из кабака выходит орущая толпа, и один, «молодой, с толстою такою шеей и мясистым, красным, как морковь, лицом» по имени Миколка, приглашает всех садиться, утверждая, что ледащая кобылка «вскачь пойдёт» с этаким возом.

С него смеются, но пьяный не слушает и продолжает зазывать всех в телегу. Люди в конце концов соглашаются и со смехом взяв кнуты, чтоб понукать лошадёнку, лезут в воз. Миколка и ещё двое парней начинают бить лошадь кнутами. «Секи до смерти!» — кричит Миколка.

Маленькому Раскольникову становится жалко лошадь, он спрашивает отца, зачем с ней обходятся так жестоко. Затем он вырывается и бежит к лошади, желая помочь хоть как-нибудь.

Ей уже плохо, она едва стоит на ногах, но всё же из последних сил начинает лягаться, вызывая новый взрыв хохота от пьяной толпы в телеге.

Раскольников подбегает к лошади, «плачет», «сердце в нём поднимается» от жалости к живому существу, он даже не замечает, что и сам, как лошадь, получает удары кнута.

Наконец, Миколка достал оглоблю из телеги и стал ею охаживать свою лошадь. Она, не выдержав этого, падает, но снова встаёт, бессильно пытаясь вырваться.

Но она не может сдвинуть телегу, не может скрыться от остервенелых ударов кнута и оглобли.

Миколка, «в ярости, что не может убить сразу, с одного удара», решает довершить дело ломом и, призывая на помощь народ криком «Добивай!», приканчивает лошадь.

Этот сон имеет огромное значение.

После него Раскольников на некоторое время отказывается от запланированного убийства, и вследствие этого «так легко становится у него на душе» (к несчастью, позже он узнал, что в определённый день старуха будет дома одна, и это стало решающим фактором его сомнений). Это полное отражение внутреннего состояния Раскольникова на тот момент. Основные символы сна:

  1. Ключевой «скрытый» герой — это душа Раскольникова. Её автор рисует в лошади, впряжённой в телегу и впоследствии убитой. Сам Раскольников своими сомнениями довёл её до плачевного состояния «ледащей клячи».
  2. Огромная телега символизирует непосильную ношу, взваленную Раскольниковым на свою измученную душу.
  3. Также автор обрисовывает добрую и злую стороны Родиона — это, соответственно, он в детстве и Миколка. Мальчик изо всех сил желает помочь лошади — «душе» Раскольникова, достучаться до него, свести его с губительного пути, но он бессилен, слишком мал, слишком слаб. А Миколка большой, сильный, жестокий, он упорно пытается убить «душу» Родиона и в исступлении кричит: «Моё добро!», «Убью!», «Вскачь пойдёт!». В этих речах Миколки есть аллегория на слепое, неразумное упорство Раскольникова в его собственной теории о «тварях дрожащих и право имеющих».
  4. Ещё один герой сна — это толпа людей, взирающих на эту сцену. Это мысли Раскольникова. Одни из них «берут кнуты» и осыпают лошадь ударами, другие посмеиваются, третьи смотрят сочувственно, четвёртые осуждают — всё, как в голове человека, испытывающего сомнения, да и просто размышляющего над тем или иным вопросом.

Символика первого сна — самая богатая из всех, она делает именно его самым важным. Достоевский как бы наглядно показывает масштаб внутренней борьбы Раскольникова, пытается в последний раз образумить героя.

Что можно сказать о первом сне Раскольникова в итоге:

  • автор с помощью, казалось бы, неясных образов показывает нам внутреннее состояние героя, то, до чего он довёл свою душу постоянными сомнениями и мыслями о грехе;
  • это как бы последний зов добра, что ещё осталось в Родионе, последняя попытка уберечь его от ошибки, но добро побеждает, к сожалению, лишь на время;
  • однако то, что он всё же совершит преступление, было ясно, как день: ведь во сне лошадь всё же умирает, а значит, пути назад для Родиона уже нет.

Оазис в Африке и избиение на лестнице

Второй сон Раскольникова не так важен и значителен, как остальные, и происходит до убийства старухи.

Герою снится Африка, оазис посреди египетской пустыни, яркий, тёплый, с золотым песком и ключевой водой.

Эта короткая грёза контрастна бедной, унылой, однообразной жизни Раскольникова, она показывает, что герою хотелось бы оказаться в другом месте, где всё иначе, вырваться из серости будней.

Следующее знаковое сновидение — описание того, как поручик Илья Петрович избивает квартирную хозяйку Раскольникова. Он бьёт её жестоко, голос его «ужасен от злобы и бешенства».

Раскольников слышит душераздирающие крики, которые издаёт хозяйка, «неестественные звуки, вой, вопль, скрежет, слёзы». Он ужасается, «страх, как лёд, обложил его душу», он боится настолько, что не может запереть дверь на крючок. В конце концов крики и побои прекращаются. Вскоре входит Настасья.

Раскольников спрашивает, что произошло, на что получает ответ, что никакого избиения не было и «это кровь в тебе играет».

Это происходит после совершения убийства и позволяет Раскольникову в полной мере осознать, на какое зверство он решился. Причём данный сон был для него практически реальностью. Достоевский показывает своему герою и читателю, что насилие человека над человеком отвратительно и неприемлемо.

Раскольниковым овладевает леденящий душу страх. Он боится того, что совершил, боится разоблачения, боится буквально всего. Он стал убийцей, совершил грех и за это последует расплата, но не тюрьма, а муки совести, неизвестности и сомнений — страшнейшее наказание для любого человека.

Вторичное убийство старухи-процентщицы

Четвёртый сон из ключевых для романа — это сон о смеющейся старухе Алёне Ивановне, убитой Родионом. Его сюжет прост — Раскольников выходит из квартиры, чтобы «что-то сделать и поспешить, но что именно — он не помнил». Какой-то мещанин поманил его за собой на улице.

Раскольников засомневался, но пошёл за ним. Его привели в квартиру, где была убита им старуха. Там она сидела в углу и смеялась. В исступлении и бешенстве Раскольников начал бить её топором, но смех становился всё громче.

Он попытался убежать, но кругом были люди, смотрящие на него молча и выжидающе.

В этом сне Родион снова пережил содеянное преступление, которое не покидает его ни на минуту ни во сне, ни наяву. Достоевский сочетает смерть со смехом, делая сон гротескным, фантастическим, устрашающим. Прежде всего в этом сне показывается страх Родиона перед разоблачением.

Он боится быть осмеянным за своё деяние (над ним ведь смеялась даже убитая им процентщица!), боится осуждения. При этом старуха, побиваемая топором, не умирает, потому что бессмертна, потому что символизирует память героя о преступлении.

Сколько ни пытайся, эту кровь ему не оттереть.

Конец света и перерождение Раскольникова

Последний, переломный сон. Он снится Раскольникову уже в эпилоге, на каторге, во время болезни. Эта фантастическая грёза повествует о конце света, наступившем из-за паразита, который сводит с ума, но заставляет заражённого думать, что он есть истина и ум.

Люди заражались городами, и переставали «понимать друг друга», «не могли согласиться, что добро, а что зло». Войны, голод, разруха воцарились на земле. Люди «убивали друг друга в бессмысленной злобе».

Собравшись вместе ради какого-то дела, они не могли даже понять друг друга.

Всё, что кормило и двигало человечество, больше не существовало: земледелие, наука, искусства исчезли. Болезнь захватила весь мир, и лишь избранные, которые могли спасти планету, выжили, но о них никто ничего не знал.

Символика этого сна очевидна:

  1. Неизвестный паразит символизирует заразительные идеи, которые, как правило, совершенно несостоятельны и безумны, но их создатели считают их единственно верными и готовы ради них на всё. Таким образом, между людьми, ставшими слепыми и одержимыми, больше не может быть согласия. В мире больше нет никаких ценностей и понятий, каждый сам для себя устанавливает их. А раз люди не могут жить по единым законам и договариваться исходя из них, то и мир людской существовать не может.
  2. Конец света — одновременно и символ смерти идеи Раскольникова, и символ его духовного перерождения и обновления, как и болезнь. Герой, словно птица феникс, сгорает в лихорадке и в этом страшном сне, чтобы очиститься от греховных мыслей и возродиться из пепла. После этого сна и болезни Раскольников смог открыть свою душу любви — любви к Соне и к людям, и принятию: он, ранее ненавидевший товарищей по каторге, стал к ним добрее, и они ответили ему тем же.

Таким образом, сны Раскольникова показывают нам самые важные этапы его жизни до и после убийства: сомнение, мечты о лучшей жизни, ужас от содеянного, страх разоблачения и, наконец, духовное возрождение.

Композиционная функция этого приёма оправдана, когда нужно показать внутреннее состояние героя.

Достоевский, как тонкий психолог, заставляет нас пройти весь этот путь вместе с ним, описывает не только внешнее, но и внутреннее, подсознательное его состояние.

В каждом сне есть собственное сообщение, они помогают раскрытию характера Родиона (а также и Свидригайлова, тема снов которого также описана в тексте книги), кратко и идейно доносят до нас то, о чём нельзя сказать вслух.

Ниже таблицей показано, в каких главах происходят сны Раскольникова таблица:

Об убийстве лошадиГлава V, часть I
Про АфрикуГлава VI, часть I
Про избиение хозяйкиГлава II, часть II
Про убийство старухиГлава VI, часть III
О конце светаЭпилог, часть II

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/sny-raskolnikova-i-ih-znachenie-sochinenie-i-analiz-kazhdogo-sna.html

Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

24.04.2019

Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог – это «заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев».
В романе Достоевского эпилог, состоящий из двух небольших главок, выполняет эту функцию.

И если первая глава эпилога – более формальная, освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони.
Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя.

Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему.

Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе: «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».
Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки зрения – что скажут или подумают о нем люди.

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон – это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.

Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство – страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко.
Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни.

Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.
В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона.

Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми». Однако сами зараженные этого не замечают – они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого. И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.

Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова, помог ему осознать то, что герой давно чувствовал. Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка – его спасение, его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени».

Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу. В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни – момент перерождения.

И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь – «постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Думается, во многом роман «Преступление и наказание» во многом был написан именно ради этого эпилога. В нем автор утверждает, что возможно прощение и возрождение любого человека, даже самого страшного преступника. Для этого нужно лишь его раскаяние и «поворот» навстречу людям, миру, любви – «поворот» навстречу Богу. Понять это Раскольникову помогает именно его сон.

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести».

В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны.

Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
  • Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
  • Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет.

Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его.

Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение и роль снов

Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных.

Появились какие-то новые трихины , существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные.

Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки.

Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.

Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге.

Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались.

Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные , предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез…

Источник: https://www.nou-mo.ru/hypertension/analiz-epizoda-otryvka-son-raskolnikova-na-katorge-po-romanu-prestuplenie-i.html

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру

Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Guru · 30.01.2018

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести».

 В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны.

Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

  • 1 Сны Раскольникова
  • 2 Сны Свидригайлова
  • 3 Значение и роль снов

Сны Раскольникова

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди.

    Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом.

    В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.

  • Об Африке.

     Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма.

    Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.

  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения.

    Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.

  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз  старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления.

    В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.

  • Сон на каторге.

    Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно.

    Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом,  это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.